Почему цена на вино может так сильно отличаться
Что же на самом деле стоит за разницей в цене между бутылкой хорошего Кьянти за 50 евро и легендарным Leroy Musigny Grand Cru за 41 000 долларов.
У тех, кто не очень разбирается в вине, мало инструментов, чтобы сориентироваться, какую бутылку выбрать для званого ужина. Многие ориентируются на красивую этикетку, которая по какой-то причине вдохновляет их, другие могут принять решение на основе цены, которая часто считается показателем качества: чем выше цена, тем ценнее вино. В этом принципе есть доля истины, поскольку он предполагает, что за вином, которое стоит дороже, стоит более качественное сырье или более длительный процесс производства, что отражается в более высокой себестоимости и, соответственно, более высокой конечной цене.
Но это не всегда так. Цена вина может зависеть от многих вещей, не связанных с качеством. Это особенно заметно на продуктах, находящихся в «крайних точках рынка», то есть самых дорогих и самых дешевых винах. Картонная упаковка столового вина может стоить всего несколько евро, в то время как есть вина стоимостью в сотни евро, а некоторые очень редкие, выдержанные или коллекционные вина продаются на аукционах за десятки и сотни тысяч евро. Однако это не означает, что их качество в тысячи раз выше, ведь цена вина может быть связана с некоторыми более неосязаемыми характеристиками, которые также определяют стоимость других вещей, таких как одежда, часы или произведения искусства. То есть она отражает престиж человека, который производит это вино, его марку, территорию, с которой оно происходит, а также редкость и возраст.
По мнению Андреа Гори, журналиста, сомелье и ресторатора, цена вина на пятьдесят процентов зависит от качества и на пятьдесят процентов - от продвижения и нематериальных аспектов: последние имеют тем большее влияние, чем дороже вино, как будто за определенным ценовым порогом качество перестает быть фактором.
Иными словами, коллекционное вино стоимостью в сотни тысяч евро покупают не потому, что оно хорошее, а потому, что если вино очень старое, то, скорее всего, его нельзя пить, потому что оно плохо хранилось. Коллекционное вино покупают потому, что оно имеет ценность, обусловленную урожаем, который, возможно, был высоко оценен, престижем производителя, а также в качестве инвестиции. Например, именно эти характеристики, а не качество, обусловили цену самого дорогого лота вина, проданного на аукционе Sotheby's в 2023 году, а именно кейса из пяти магнумов Romanée-Conti 1999 года, который был продан за 275 000 долларов: это 55 000 долларов за магнум (т. е. 1,5-литровые бутылки).
Именно поэтому, говоря о цене вина, следует различать два уровня: «обычные» вина, которые покупают для потребления, пусть даже ценные, но все же для потребления, и коллекционные или инвестиционные вина. До этого момента могло показаться, что вино не сильно отличается от других предметов роскоши: к примеру, винтажные часы Audemars Piguet стоят гораздо дороже, чем Swatch или другие часы той же марки, но более распространенные. Однако, в отличие от других товаров, вино имеет более своеобразные и непредсказуемые ценовые детерминанты, поскольку оно относится к тем товарам, которые определяются как товары опыта, о применении которых мы мало что знаем на момент покупки, когда бутылка уже запечатана.
Это, следовательно, обусловливает характер работы винного рынка, по крайней мере, в том, что касается «обычных» вин: сталкиваясь с риском найти бутылку не по вкусу, потребитель, как правило, готов заплатить меньше за свою покупку, которая с чисто экономической точки зрения является почти азартной игрой. Именно поэтому производители вынуждены прибегать к ряду коммерческих уловок, чтобы сделать свой продукт известным, укрепить свою репутацию: чем больше снизится неуверенность в качестве, тем больше удастся получить хорошую цену.
В таких случаях цена в основном определяется производственными затратами тех, кто ее производит, которые являются довольно точным показателем качества сырья и изысканности или мастерства процессов. Только представьте себе, насколько высокими будут производственные затраты на вина, изготовленные из винограда, собранного в ограниченном районе, где сбор осуществляется вручную в труднодоступных местах. Так, например, обстоит дело с просекко супериоре ди Вальдоббьядене DOCG, которое производится только на холмах вокруг Конельяно в регионе Венето и обычно имеет более высокую цену, чем просекко из винограда с равнин.
Таким образом, стоимость производства связана с качеством продукта, которое, однако, трудно измерить, и на него неизбежно влияет личный вкус, легкость сочетания с едой или определенные органолептические характеристики, которые делают вино более понятным для менее опытной публики. «Термин «качество» - скользкий, очень скользкий, когда речь идет о вине, - говорит президент Unione Italiana Vini Ламберто Фрескобальди. Поэтому правильнее было бы говорить об «удовлетворении», которое получает тот, кто его пьет».
Однако есть некоторые объективные характеристики, которые могут дать представление о «качестве» продукта и повлиять на его цену, например, винтаж (то есть год, в который был собран виноград) или выдержка. Но обе эти характеристики в большинстве случаев могут оценить только эксперты и винные аматоры.
Возвращаясь к менее ощутимым характеристикам, можно привести пример принадлежности этикетки к деноминации происхождения или географическому указанию: они являются важным сигналом для потребителя, позволяющим понять, что за продукт он покупает, поскольку для получения признания производитель должен соблюдать очень точные правила обработки. Покупая бутылку кьянти, человек знает, что принадлежность вина к DOCG (Denominazione d'Origine Controllata e Garantita, т. е. к деноминации с самыми строгими правилами) уже является гарантией того, что продукт соответствует определенным минимальным стандартам качества.
В целом, такие вина вызывают у потребителей меньше недоумения, и они также готовы платить за них немного больше. Стефано Кастриота, доцент экономики Пизанского университета и эксперт в области виноделия, в ближайшее время опубликует исследование, которое как раз и показывает, что вина, защищенные наименованиями мест происхождения, стоят дороже. В исследовании были проанализированы различные районы Италии, например, районы, где производят Бароло и Брунелло ди Монтальчино, и рассмотрены винодельни, расположенные вдоль границы территории наименования места происхождения, некоторые внутри и некоторые снаружи: существует даже очень значительная разница в ценах между продукцией, находящейся внутри периметра и за его пределами, которая не может воспользоваться известностью наименования, несмотря на расстояние в несколько километров. Разница тем больше, чем известнее наименование места происхождения: «Это как лотерея, некоторым производителям везет, а некоторым нет», - говорит Кастриота.
То же самое можно сказать и о винах, включенных в самые престижные мировые гиды, которые сколотили свои состояния благодаря упоминаниям винных критиков. Среди тех, за кем больше всего следят и кого аккредитуют, - американец Роберт Паркер, возможно, самый влиятельный и известный в мире, ныне находящийся на пенсии. В 1975 году, когда он еще работал юристом, он создал свой первый винный гид, и его имя стало циркулировать в среде благодаря некоторым суждениям, которые шли вразрез со вкусами того времени. В дополнение к своему информационному бюллетеню Wine Advocate Паркер создал 100-балльную систему классификации вин, которая оказала значительное влияние на рынок: считалось, что бутылка, получившая максимум, могла в четыре раза увеличить свою цену. Его рейтинги обычно публиковались весной, до установления цен: он был особым экспертом по винам из французского региона Бордо и мог влиять на цены местных вин en primeur, то есть тех, которые продаются до окончания процесса выдержки и поставляются только через несколько лет после покупки.
Эти аспекты влияют на цену «обычного» вина, варьирующуюся от нескольких евро до 400-500 евро - уровень, который уже может показаться очень высоким, но не является таковым для более дорогих рынков, таких как Франция или так называемые «супертосканские» вина, например, Sassicaia. Однако, по мнению Кастриоты, существует порог - его трудно точно определить - за которым определенные рассуждения теряют силу, а цена вина становится частично оторванной от качества и объективных детерминант: второй уровень винного рынка.
По мнению Гори, вино относится к самым доступным предметам роскоши, если целью является получение определенного статуса: «Чтобы получить часы, достойные упоминания, скажем, Rolex, нужно потратить 20 тысяч евро, а с бутылкой вина можно произвести хорошее впечатление уже с бутылкой за тысячу евро. А еще у тех, кто коллекционирует вина, есть намерение выпить их рано или поздно: «Вы покупаете вина и откладываете их на дни рождения детей или выпускные вечера, или чтобы выпить их с друзьями».
По мнению решение откупорить и попробовать вино из очень старой и дорогой бутылки - это опыт, связанный не только со вкусом вина, которое он пьет (даже нет уверенности в том, что оно хорошо сохранилось), но и со всеми эмоциями и воспоминаниями, связанными с тем, когда это вино было разлито. Фрескобальди приводит пример откупоривания и дегустации вина, приготовленного для своих детей в год их рождения: «Можно долго спорить о том, нравится оно вам или нет, но вино может взять вас за руку и увести в прошлое, заставляя вспомнить прекрасные вещи из вашего прошлого».
Склонность к хранению вин отчасти оправдывается и экономическими причинами, то есть тем, что самые ценные вина могут быть инвестициями в долгосрочной перспективе. Есть марки, говорит Гори, стоимость которых вряд ли упадет со временем, как в случае с великими французскими винами, такими как Chateau Margaux и Romanée-Conti. Именно французские вина имеют репутацию самых дорогих вин в мире. Согласно рейтингу Wine-Searcher, известной поисковой системы для покупки вина онлайн, среди 10 самых дорогих вин в мире 9 - французские, а среди 50 лучших - 45 французских вин; остальные пять - два немецких, два португальских и одно американское. Вино с самой высокой ценой - Leroy Musigny Grand Cru из Бургундии, чей формат 0,75 литра (классическая бутылка, чтобы быть понятным) продается в среднем за 41 000 долларов, но также достигает 183 000 долларов.
Как правило, вино может приобрести столь высокую стоимость, если его этикетка имеет солидную и известную репутацию, если само вино обладает хорошей способностью к выдержке и хранению, если винтаж признан экспертами отличным, а также если оно было произведено в очень небольшом количестве. Все эти характеристики, которые в полной мере уважают в Leroy, также связаны с заметным спросом.
Ограниченные серии также являются ценным элементом. Например, в начале июля швейцарский магазин элитных вин продал за 100 000 франков (чуть более 103 000 евро) бутылку primat (формат 27 литров, что эквивалентно 36 бутылкам по 0,75 литра) 2016 Colore, очень престижного тосканского вина, произведенного в Фьезоле, на холмах вокруг Флоренции, художником и виноделом Биби Гретц. Это исключительная цена для итальянского вина, одна из самых высоких, по которой оно когда-либо продавалось. И это результат не только качества вина, но и оригинального формата, в котором оно продавалось: Primat хранилось в специально изготовленном футляре из стали и дерева из бочки, использовавшейся для выдержки. На упаковке стоит подпись Гретца, а на этикетке бутылки - картина, которую художник создал специально для этого вина.
Эти бутылки можно найти через различные каналы, такие как аукционы или специализированные розничные магазины, но рынок перепродажи вина может быть и более неформальным: форумы (в Италии одним из самых посещаемых и надежных является форум Gambero Rosso) и простое сарафанное радио работают очень хорошо. Именно эти характеристики делают рынок перепродажи изысканных вин очень привлекательным, даже по сравнению с классическими финансовыми рынками: переговоры проходят быстро и конфиденциально, а оплата обычно производится наличными. В этом раунде купли-продажи участвуют не только коллекционеры, но и рестораторы с хорошо укомплектованным погребом, которые могут легко привлечь ликвидность, продав бутылку.