Президенциализм и премьерство: почему правительство Италии избрало второй вариант
Правительство склоняется к прямым выборам премьер-министра.
Вначале был президенциализм, или, скорее, полупрезиденциализм во французском стиле. Старый проект президента Палаты депутатов Джанфранко Фини, французское институциональное решение было также тем, которое в конечном итоге возобладало в двухпалатном комитете под председательством Массимо Д'Алема в 1997/98 годах, прежде чем было вытеснено шагом Сильвио Берлускони назад. Слова "прямые выборы президента Республики" также можно найти в третьем пункте совместной программы правоцентристов на последних всеобщих выборах.
Однако в течение уже нескольких месяцев Палаццо Киджи движется к форме премьерства, отказываясь от идеи трогать фигуру главы государства. На самом деле, это имеет ряд преимуществ по сравнению с президенциализмом: между тем, введение прямых выборов главы правительства и усиление его полномочий влечет за собой изменение нескольких статей Конституции в отношении прямых выборов президента Республики, что, помимо наделения главы государства некоторыми конкретными правительственными полномочиями, которыми он сейчас не обладает, начиная с его присутствия в Европейском совете, должно быть уравновешено рядом контрполномочий (например, избранный президент больше не сможет председательствовать в Высшем совете магистратуры). Роль гарантийного и суперпартийного института главы государства в стране, столь политически разделенной, как Италия, таким образом не будет изменена, и в правительстве прекрасно понимают, что Президент на протяжении многих лет пользуется наибольшим доверием итальянцев.
И последнее, но не менее важное: премьерство также является предложением "третьего полюса" Карло Календы и Маттео Ренци и представляет собой менее сложную реформу, чем президентство, даже для Демпартии, по крайней мере, для ее "реформистской" части. Премьерство уже было тезисом номер один в "Уливо" Романо Проди в 1996 году: "В нашей стране представляется целесообразным принять форму правительства, в центре которого находится фигура премьер-министра, назначаемого после парламентского голосования о доверии в соответствии с ориентациями избирателей. Для этого следует предусмотреть возможность указания в избирательном бюллетене рядом с кандидатом по одномандатному округу партии или коалиции, к которой он принадлежит, и назначенного ими кандидата в премьер-министры. В соответствии с моделями, действующими в других странах, где форма правления ориентирована на премьер-министра, представляется целесообразным создать конституционную конвенцию, согласно которой смена правительственного большинства обычно и в любом случае в течение короткого времени требует роспуска политической палаты и проведения новых выборов. И наоборот, замена премьер-министра в рамках того же большинства методом конструктивного недоверия остается возможной".
Очевидно, что Мелони заинтересована в привлечении хотя бы части оппозиции. Поэтому на столе Министерства реформ во главе Элизабеттой Казеллати уже лежит пакет изменений, предусматривающий, прежде всего, усиление полномочий премьера, начиная с возможности отзыва министров и конструктивного вотума недоверия. Однако конструктивного вотума недоверия недостаточно. Более эффективным было бы введение права премьера назначать и добиваться досрочных выборов в случае поражения в голосовании о доверии, что также предусмотрено в Германии и использовалось в прошлом канцлерами Брандтом, Колем и Шредером.
Таким образом, машина уже запущена: в среду 17 мая в присутствии заместителя секретаря президиума Совета Альфредо Мантовано конференция конституционалистов разных взглядов - от Феличе Джуффре до Джованни Питруццелла, от Анджелы Никотра до двух профессоров демократического направления, таких как Стефано Чекканти, давний член Демократической партии, и Франческо Клементи - даст добро изменениям. Остается решить, как электорат сделает свой выбор: либо прямые выборы со специальным голосованием в день всеобщих выборов, решение, предпочитаемое правоцентристами, либо более мягкий вариант, предусматривающий указание в бюллетене кандидата в премьеры от партии или коалиции, решение, предпочитаемое демократами.
История попыток реформировать Конституцию с 1990-х годов по настоящее время показывает, что при наличии реального желания к диалогу со стороны большинства и оппозиции можно было бы без труда найти соглашение. Но политический климат, похоже, не способствует двухпартийному диалогу по такому важному пересмотру Конституции, что в любом случае рекомендует пойти по пути двухпалатного парламента, чтобы изолировать вопрос реформирования от ежедневных столкновений по другим положениям. И Демпартия, и "Движение 5 звезд" представляют себя за столом обсуждений с "нет" прямым выборам и "да" только небольшим вмешательствам для укрепления полномочий премьера и придания большей стабильности правительствам. Но прежде всего слова нового секретаря Демпартии Элли Шляйн не сулят ничего хорошего для диалога: "Мы ответственная партия и прислушиваемся к мнению правительства. Но приоритет страны - конституционная реформа? Есть подозрение, что правительство пытается сместить фокус в сторону от реальных проблем, которые находятся на столе переговоров".