Европа "идет на двух скоростях" в отношении прав и приема беженцев
ЕС предлагает мало идей и шагов вперед в отношении миграционной политики, вновь став жертвой вето стран Вышеградского блока.
И это несмотря на то, что центральное Средиземноморье вернулось к политическим дебатам в Брюсселе спустя три года после Мальтийских соглашений, когда Италия, Франция и Германия подписали с Валлеттой соглашение о перераспределении мигрантов, прибывающих по морю. И все же Европа все еще находится в той же точке: есть те, кто настаивает на автоматическом перераспределении, установленном квотами, и те, кто накладывает вето, потому что этот вопрос их не касается. "Двухскоростная" Европа, о которой говорят в экономических вопросах, также применима к правам и приему беженцев.
На последней встрече министров юстиции и внутренних дел правительств стран ЕС был одобрен очень расплывчатый документ, в котором говорится о "сотрудничестве между государствами", не уточняя, какого рода, и, прежде всего, ничего не добавляя к Европейскому пакту о миграции и убежище, который уже предусматривает перераспределение квот на добровольной основе и солидарность стран, не желающих принимать беженцев, с теми, куда беженцы прибывают.
Также ведутся разговоры об укреплении соглашений с государствами отправления для быстрого возвращения беженцев, что уже планируется и практикуется на уровне ЕС со многими странами, даже с Афганистаном, куда беженцев репатриировали вплоть до августа 2021 года, поскольку эта страна была объявлена безопасной.
Единственное нововведение - это уступка Италии: привлечение государства флага после того, как судно совершает спасательную операцию. Это боевой конь Маттео Пьянтедози, и встреча европейских министров приняла эту просьбу Рима, чтобы продемонстрировать близость к Италии в те дни, когда дипломатический кризис с Францией изолировал правительство Мелони от контекста ЕС. Как это будет происходить на деле, неясно, поскольку международные законы этого не предусматривают.
В общем, ничего нового. Но тем временем поток не прекращается, и война, начатая против НПО, не принесла результатов: 9000 прибытий в Италию в ноябре и чуть более десяти процентов через гуманитарные суда, что соответствует цифре, представленной самим МВД в последние месяцы и говорящей о 14% спасенных НПО, в то время как остальные 86% спасений осуществляются итальянской береговой охраной, Финансовой гвардией или, в меньшей степени, автономными высадками.
Тем не менее, всего несколько дней назад в интервью Corriere della Sera премьер Джорджия Мелони говорила о факторе притяжения и "естественном сближении" между НПО и перевозчиками нелегалов. В факторе притяжения нет ничего нового, потому что это старое обвинение, которое периодически всплывает, но никогда не находило подтверждения в данных.
Нет "естественной конвергенции", как выразилась Мелони, между НПО и отъездами, но гуманитарные суда являются одним из многих факторов, которые могут повлиять на отъезд.
Во всем этом есть два судебных пути: для Маттео Сальвини продолжается процесс по делу о блокаде судна Open Arms в августе 2019 года, обвинения - бездействие и похищение, за то, что он отказал в высадке на Лампедузе людей, спасенных испанским кораблем.
Но есть и другое судебное следствие, которое может повлиять на следующий выбор европейской миграционной политики: Европейский центр конституционных прав и прав человека (Ecchr), немецкая НПО, совместно с Sea Watch подали в Международный уголовный суд в Гааге досье, в котором назвали имена бывших министров внутренних дел Италии Марко Миннити и Сальвини, бывшего и нынешнего премьер-министра Мальты Джозефа Муската и Роберта Абелы, бывший директор агентства Frontex Фабриса Леггери, бывшего Верховного представителя ЕС по иностранным делам Могерини, итальянских и мальтийских членов Морского спасательно-координационного центра, официальных представителей Eunavfor Med и Европейской службы внешних действий (EEAS) как ответственных за возвращение мигрантов в Ливию.
Согласно досье, все знали, что по возвращении в Ливию мигранты снова подвергнутся насилию и жестокому обращению, но, несмотря на это, они продолжали финансировать ливийскую береговую охрану, в рядах которой выделяется имя Биджа, офицера, на которого висит международный ордер на арест после того, как ООН классифицировала его как преступника за торговлю людьми.
Тем не менее, снова звучат призывы к новому кодексу поведения для гуманитарных судов, которые представители итальянского правительства обвиняют в том, что они являются "такси для нелегальных иммигрантов" (Антонио Таяни) и обеспечивают "организованные поездки" (Сальвини), в то время как от реальной проблемы уклоняются: европейское управление для автоматического перераспределения беженцев и гуманитарные коридоры в страны, которые находятся в состоянии войны или поражены голодом.
Потому что пока Сальвини и Пьянтедозин думают, как закрыть границы и остановить высадки, предприниматели рассчитывают на декрет о квотах, который необходим для поддержания работы целых производственных секторов. Колдиретти говорит о более чем ста тысячах работников для сельскохозяйственного сектора, затем идут строительство, логистика и другие. Численность намного превышает численность всех мигрантов, прибывших в Италию в 2022 году, не говоря уже о том, что почти все они через несколько дней уже были на французской границе, чтобы продолжить свое путешествие.