Пробовали ли вы когда-нибудь купить билет в Колизей?
Сделать это через официальные каналы практически невозможно из-за спекулянтов - и это проблема, которая касается не только Рима.
В 10 утра перед Колизеем в Риме сотни туристов стоят в очереди в кассу, чтобы купить билет в амфитеатр. Стоимость варьируется от 16 евро за посещение арены до 24 евро за посещение всего археологического парка, в который также входят Римский форум и Палатин. Касса была вновь открыта после закрытия в течение трех лет, и в очереди стоят иностранцы со всего мира. "Очередь минимум на полтора часа", - предупреждает мужчина, говорящий по-английски, который прикрепил к своей рубашке пластиковый значок с надписью "Туристическая информация". Он говорит, что билеты на день можно купить в кассе, отстояв пару часов под солнцем, объясняет, что билеты можно заказать и через Интернет, но это нужно делать за месяц до посещения, и предлагает альтернативу: чтобы пропустить очередь, можно присоединиться к экскурсии и войти вместе с группой.
В целях безопасности в Колизей одновременно могут войти не более 3 000 человек. Присоединиться к уже забронированной экскурсии с гидом - хорошее решение, чтобы не пришлось долго ждать. Гиды доступны на пяти языках: французском, английском, русском, испанском и немецком. Он говорит, что может попробовать поговорить с "менеджером", который организует экскурсии, чтобы узнать, есть ли еще место в одной из групп. В радиусе нескольких десятков метров другие люди с такими же значками, приколотыми к одежде, останавливают туристов, которые в этот час толпами выходят из метро линии B перед Колизеем, выходят из городских и туристических автобусов или приходят пешком с Императорских форумов.
Квалифицированный туристический гид, т.е. тот, кто сдал экзамен и может заниматься этой профессией, говорит, что эти люди не являются сотрудниками организации, управляющей памятником, как можно было бы предположить по значку: "Мы называем их "ловцами", потому что их работа заключается в привлечении клиентов для туроператоров, часто бывших спекулянтов, которые открыли небольшие агентства". Фактически, был создан вторичный рынок билетов, что затрудняет их покупку по официальным каналам, значительно повышая цены при перепродаже (часто неоправданно). И это проблема, которая затрагивает не только Колизей и город Рим.
Колизей занимает второе место среди самых посещаемых памятников Рима: каждый день продается от 20 до 30 тысяч билетов, онлайн или в кассах. Больше посетителей только в Пантеоне - около 60 тысяч в день, но вход туда до недавнего времени был бесплатный: Министерство культуры приняло решение, что с 1 июля туристы будут платить за вход пять евро. В 2022 году было продано десять миллионов билетов, что на три миллиона больше, чем в 2019 году, за год до пандемии.
Автономный орган Министерства культуры, управляющий Колизеем и прилегающей территорией, Археологический парк, заработал на продаже 63 миллиона евро, что увеличивается до 100 миллионов, если учитывать прямые и косвенные культурные услуги, такие как организация мероприятий и продажа аудиогидов. Согласно исследованию консалтинговой компании Deloitte, Колизей вносит вклад в ВВП Италии в размере 1,4 миллиарда, генерируя индуцированный доход в размере 1,3 миллиарда евро. В расчет, однако, не входит рынок "ловцов", неофициальных гидов и перекупщиков.
"Ловцы", как их называют итальянцы, "Аккьяппини", вежливо останавливают людей и предлагают им помочь зайти в Колизей, при этом они очень осторожны, чтобы их не перепутали со спекулянтами, которые бродят в толпе, предлагая билеты тихим голосом. Простой тур по амфитеатру с гидом и возможностью пропустить очередь стоит 60 евро. Это в три раза выше обычной цены билета. Ситуация находится на грани законности: "гидам" не разрешается давать информацию и предлагать повышенные тарифы. Когда их останавливает полиция, они получают штраф за нарушение правил торговли и так называемый Daspo urbano - приказ покинуть район на 48 часов. По истечении срока действия Daspo они, естественно, возвращаются на свой пост.
Ассоциация лицензированных гидов (AGTA) заявляет, что после пандемического перерыва и резкого увеличения числа посетителей этой весной "ловцы" и спекулянты вернулись в большом количестве.
В офисе Археологического парка говорят, что в Риме проблема также затрагивает музеи Ватикана и галерею Боргезе. В радиусе нескольких сотен метров к иностранным туристам подходят не только фальшивые туристические гиды и спекулянты, но и карманники с надписью на футболках "персонал" и продавцы различных гаджетов. Не хватает только центурионов, которые бродили среди туристов и предлагали сфотографироваться с ними за плату. Последние трое были арестованы за вымогательство в конце ноября 2022 года: они требовали 200 евро за фотографию с ирландцем, угрожая и пиная его, когда он отказался платить.
"Параллельный рынок билетов вырос в последние месяцы, в основном из-за роста туризма", - говорит президент AGTA Изабелла Руджеро, которая призывает министерство вмешаться, потому что "сейчас невозможно найти билеты даже через Интернет". Если вы хотите избежать многочасовых очередей, обращения к спекулянтам, вы можете попробовать забронировать входной билет на сайте археологического парка или на сайте CoopCulture, кооператива, который управляет билетной кассой и книжным магазином. Бронирование осуществляется по временным интервалам и должно быть сделано, по крайней мере, за месяц. Однако гиды, являющиеся членами AGTA, утверждают, что найти билет даже таким образом практически невозможно.
"Как только концессионер открывает продажу, билеты исчезают в течение нескольких минут", - говорит один из них. "Иногда вы видите их, кладете в виртуальную корзину, а когда идете платить, их там уже нет". Еще некоторое время назад, рассказывает гид, она покупала их через Интернет, а теперь, чтобы работать, вынуждена обращаться на сайты, перепродающие билеты, или к спекулянтам; случалось даже, что она отменяла экскурсии.
Подобная ситуация наблюдается и в других итальянских музеях. В мае гид с пятнадцатилетним опытом работы пожаловался на сайте A Friend in Rome, что "бронирование официального билета на сайте Ватикана превращается в лотерею: продажи открываются в полночь за 60 дней до желаемой даты, а через пять минут все билеты уже распроданы", потому что "создано много вторичных компаний, которые скупают все билеты, как только они появляются, и вы вынуждены бронировать через них по более высоким ценам". Флорентийский продавец билетов показывает на своем компьютере, что невозможно купить билет в Дуомо или на купол Брунеллески, в то время как простой поиск в Google выводит на несколько сайтов, предлагающих одиночный или групповой вход, групповые или частные экскурсии по двойным ценам.
Руджеро говорит: "Платформы используют ботов, программы, которые при открытии тайм-слотов за несколько секунд скупают тысячи билетов, покупают их, даже не зная, кому они достанутся, и выставляют их на продажу на сайтах вторичной продажи билетов", то есть перепродажи по завышенной цене билетов, купленных по официальным каналам. Достаточно зайти на такие платформы, как tiqets.com или getyourguide.it, чтобы купить любые билеты, даже для небольших групп, по цене от 30 до 90 евро. По данным профсоюзной федерации Assoturismo, посещение подвалов Колизея может стоить 70 евро. "Есть агентства, которые продают частные туры по 600 евро на человека", - говорит Руджеро.
При всем этом в Италии вторичный рынок билетов запрещен законом, который вступил в силу 1 июля 2019 года, но только для мероприятий с числом зрителей более 5 000 человек. На основании этого правила Итальянское управление связи 23 марта 2023 года оштрафовало онлайн-платформу Viagogo на 12,24 млн евро за перепродажу билетов на 68 концертов в 2022 году, в том числе на концерты Манескин, Бланко и Ренато Дзеро. По мнению AGTA, вторичный рынок в музеях "более серьезен, потому что это нажива на государственной собственности".
Руководство археологического парка подтверждает, что платформы используют ботов для накопления билетов. "У них очень сложные системы, которым удается имитировать даже человеческую медлительность в закупочных операциях, их трудно определить", - объясняет чиновник, отвечающий за развитие парка. Чтобы попытаться обуздать это явление, 28 января археологический парк подписал протокол с национальным органом по борьбе с коррупцией (Anac), центральным отделом закупок государственной администрации (Consip) и Министерством культуры, который предусматривает усиление контроля за продажей билетов, но пока это не принесло видимых результатов.
В конце февраля археологический парк заключил контракт на оказание услуг с Национальным консорциумом услуг (CNS), забрав его у компании Coopculture, которая управляла им с 1997 года, от расширения до расширения. CNS предложил новую платформу, которая должна усложнить массовую покупку билетов с помощью ботов, упростить процедуры покупки и гарантировать, что туристы не будут обращаться к сторонним сайтам. Смена руководства и запуск новой платформы были отложены, поскольку другие компании, участвовавшие в тендере, подали апелляцию на решение суда и сначала должны будут дождаться решения административных судов.
Тем временем, 9 мая Генеральная дирекция музеев выпустила циркуляр, в котором объявила о своем намерении напрямую управлять продажей билетов в 43 автономных музеях Италии, отказавшись от услуг частных концессионеров, как это было предусмотрено законом Ронки 1993 года. Билеты можно будет приобрести через общественную платформу Ad Arte, связанную с платежной системой PagoPa. Археологический парк Колизей, однако, не перейдет на новую платформу, поскольку министерство предоставило возможность тем, у кого есть концессия или действующий контракт, подтвердить их до истечения срока действия.