Анархистские движения в Италии
Различные движения, ассоциации и организации уже несколько недель проводят акции протеста в поддержку заключенного Альфредо Коспито и против тюремного режима 41-бис, которому, помимо Коспито (объявившего голодовку 19 октября), подвергаются около 750 заключенных в Италии.
Основные протесты, демонстрации у тюрем и марши, которые проходят в десятках итальянских городов, но не только, были организованы анархистскими движениями, к одному из которых принадлежит Коспито. В некоторых случаях они также попали на первые полосы итальянских газет, которые в последние дни использовали очень общие заголовки для обозначения самих движений: "Возвращение анархистов", - написала газета Repubblica в воскресенье 29 января, например, говоря об актах вандализма, совершенных против некоторых итальянских дипломатических представительств.
Анархистское движение почти всегда описывается с упрощенной однородностью и часто со многими недоразумениями и автоматизмами. Напротив, анархизм очень сложен в плане мышления и политического выражения. Со временем он воплотился в течениях, которые нелегко объяснить: как потому, что их нельзя проследить до деятельности одного теоретика, так и и потому, что их проявления не являются фиксированными и уникальными, напротив. Анархистские движения имели различные, артикулированные и даже конфликтующие модальности, практики и формы, настолько, что для того, чтобы дать более реалистичный отчет о них, прежде всего, было бы правильно говорить о них во множественном числе.
Слово "анархия" происходит от греческого ἀναρχία (ἀν, что означает "отсутствие" и ἀρχή, что означает "правительство"). Буквально, таким образом, "анархия" означает "отсутствие правительства". Анархия основана на неискоренимой оппозиции всем формам контроля, навязанным сверху обществу и отдельным людям: государствам, правительствам, их аппаратам, полицейским органам, армиям - всем тем, которые считаются инструментами угнетения.
Анархизм, то есть политическая теория, которая стремится к анархии, поэтому выступает против всех форм иерархической и авторитарной организации, не только политической, но и экономической и социальной. Государства и его аппаратов, а также капитализма и всех форм религиозной власти.
Анархия, однако, не является синонимом хаоса, беспорядка, отсутствия правил, норм или принципов, как часто думают и говорят в просторечии. "Поскольку считалось, что правительство необходимо и что без правительства будет только беспорядок и неразбериха, было естественно и логично, что анархия, которая означает отсутствие правительства, должна звучать как отсутствие порядка", - писал, например, Эррико Малатеста, возможно, самый значительный итальянский анархист в истории анархизма, живший между 19 и 20 веками. Поэтому, с одной стороны, анархизм анализирует и критикует существующую систему, с другой - предлагает альтернативное и возможное видение, которое нашло историческое применение в Парижской коммуне 1871 года, в самоуправлении в Барселоне 1936 года или в других более ограниченных и узких опытах.
Целью анархистской теории является возникновение общества свободных и равных людей, общества, в котором отсутствуют политические, экономические и социальные иерархии, и в котором отсутствие власти является возможной новой формой общественного устройства.
В этой системе отношения антиавторитарны, то есть основаны на отношениях равенства и горизонтальности, а участие является прямым. Структурой анархистского общества должна быть свободная ассоциация между людьми: самоуправляемая ассоциация, основанная на взаимной поддержке. Такой способ организации, представленный коллективным захватом и наделением властью, позволит заменить государство и весь его административный аппарат. Но это не будет политической моделью, подобной федерализму, уже практикуемому сегодня многими государствами: федерализм и свободные анархические ассоциации представляют собой не простую технику управления, а принцип социальной организации, способный справиться со всеми аспектами жизни.
Хотя у анархизма есть несколько эталонных мыслителей (немецкий философ Иоганн Каспар Шмидт, известный как Макс Штирнер, француз Пьер-Жозеф Прудон, русский Бакунин, а позже Петр Кропоткин и итальянец Малатеста), анархизм не проистекает из абстрактных размышлений нескольких интеллектуалов или философов, а тесно связан с практикой и прямыми действиями: действиями, не делегированными другим, понимаемыми как индивидуальная или коллективная инициатива, самоуправляемая и осуществляемая в своевременной реакции на конкретные ситуации угнетения. Прямые действия могут принимать форму забастовок, саботажа, ненасильственного сопротивления, оккупации рабочих мест или других пространств, бойкотов. Но также и в вооруженной борьбе, как в случае стрельбы по ногам или взрывов.
Анархизм не является идеологией, в нем нет линии, диктуемой центральной властью, он также не является теорией или научным исследованием социальной реальности, как, например, научный социализм, основанный Марксом и Энгельсом. Наконец, он не догматичен и не устанавливает собственных методов борьбы: он преследует цель, но не определяет средства ее достижения.
История итальянских анархистских движений охватывает всю историю 20-го века, хотя исторически наиболее известные факты (или те, по которым повествование выровнялось) связаны с протагонизмом отдельных людей и их точными прямыми действиями: нападениями на королей, другие власти или учреждения.
Одним из наиболее исторически известных случаев является дело Гаэтано Бреши, который вечером 29 июля 1900 года тремя выстрелами из пистолета убил короля Италии Умберто I Савойского в Монце; или Джино Лучетти, который в 1926 году совершил покушение на жизнь Бенито Муссолини. Или бомба, взорвавшаяся в 1921 году в театре отеля "Диана" в Милане. Но также публичную известность участникам анархистских движений принесли сфабрикованные обвинения против Пьетро Вальпреды в массовом убийстве на площади Фонтана в Милане в 1969 году и события, приведшие к смерти анархиста-железнодорожника Джузеппе Пинелли в кабинетах миланского полицейского управления. Или, наконец, в более поздние годы, арест в Турине в 1998 году Эдоардо Массари, Марии Соледад Розас и Сильвано Пелиссеро (известных как Соле, Балено и Пелиссеро), несправедливо обвиненных в участии в вооруженных бандах и подрывной деятельности, в деле, которое позже привело к самоубийству первых двух.
Гораздо меньше известно о большей части истории анархистских движений: их разветвлениях и различиях, их роли в противостоянии итальянской военной интервенции в преддверии Первой мировой войны, или их роли в профсоюзных забастовках и оккупации фабрик в начале 20-го века, или той роли, которую анархисты сыграли в антифашистском сопротивлении.
Для того чтобы понять, чем являются итальянские анархистские движения сегодня, необходимо помнить об основных тенденциях или течениях, которые исторически прошли через них и которые, в самом общем виде, можно выделить по целям или по используемым средствам.
На основе средств, с одной стороны, существуют анархистские движения, которые признают некоторую форму внутренней организации, а с другой - те, кто ее оспаривает, считая, что любая форма организации является врагом свободы действий. Между этими двумя случаями существует также так называемая неформальность, которую можно определить как попытку преодолеть эту дихотомию между организаторами и антиорганизаторами.
Марио Ди Вито, журналист "Манифеста", объясняет, что "анархистские движения в Италии сегодня - это очень составная вселенная: в ней есть немного всего. Прежде всего, существует Итальянская анархическая федерация (FAI), самая важная на сегодняшний день анархистская организация в Италии, основанная в 1945 году. В FAI могут вступать группы или отдельные лица. Те, кто ее придерживается, признают себя в ассоциативном пакте, который регулирует жизнь федерации, и в Анархистской программе, которая обобщает ее политический проект и была предложена несколькими годами ранее Эррико Малатеста. FAI организует конгрессы и съезды для определения своей политической линии, имеет органы, координирующие отношения между приверженцами, представлена местными группами и федерациями в различных городах Италии, имеет еженедельный журнал (Umanità Nova), а на международном уровне, с конца 1960-х годов, является одним из основателей Международной анархистской федерации (IAF-IFA), объединяющей основные анархистские федерации мира. "Итальянская IAF, - говорит Ди Вито, - имеет некую формальную структуру, очень похожую на структуру многих известных нам политических организаций.
"В дополнение к FAI, - продолжает Ди Вито, - существует огромная плеяда различных и разрозненных коллективов, которые могут быть связаны друг с другом, состоять из отдельных людей или нескольких человек, которые могут жить в коммунах и заниматься органическим земледелием или в оккупированных местах. И наконец, существует так называемая Неформальная анархистская федерация, о которой много говорят в эти дни, потому что именно к ней принадлежит Альфредо Коспито".
FAInformal родилась в конце 2003 года в связи с заявлением о взрыве, произошедшем возле дома тогдашнего президента Европейской комиссии Романо Проди в Болонье. "Это действие было заявлено с помощью аббревиатуры, которая никогда не появлялась до этого момента и которая, как говорит ее название, была "неформальной": то есть, ее отличительной чертой была непрямая принадлежность", - говорит Ди Вито.
Теория неформальности была разработана Альфредо Мария Бонанно, анархистом из Катании, родившимся в 1937 году: неформальность, объясняет Ди Вито, "основана на том, что Бонанно называет "группами родства", людьми, коллективами или индивидуумами, которые разделяют одну и ту же цель и двигаются соответствующим образом через прямое действие".
Именно из-за своей структуры "группы родства" считаются неформалами не только более репрезентативными для свободы анархизма, но и более безопасными, сложными для обнаружения и очень эффективными. В рамках неформального течения люди почти никогда не знают друг друга (если и узнают друг друга, то по действиям, которые они совершают), никогда не бывает политически коллективного момента, когда требования и практика борьбы формализуются: "А если и бывают, - продолжает Ди Вито, - то это подпольные встречи и между несколькими людьми, которые встречаются для организации прямых действий. Поэтому на судебном уровне сложно теоретизировать и доказывать объединение преступников в подрывных целях: это люди, которые даже не знают друг друга и не связаны друг с другом". Вот почему неправдоподобно определять Коспито как "лидера" анархистов, как это делали в последние недели различные газеты и политики.
С "теоретической" точки зрения, мышление неформального течения разделяет основное анархистское мышление. Разница, по словам Ди Вито, "заключается в крайнем, постоянном и неоднократном обращении к прямому действию: то есть не проводится ни одной политической кампании, которая не включала бы в себя прямое действие, не организуются демонстрации или общественные мероприятия".
Прямое действие также включает в себя насилие и вооруженную борьбу. Известная книга Бонанно 1970-х годов, посвященная нападению Красных бригад на Индро Монтанелли и озаглавленная "Вооруженная радость" (La Gioia Armata), начиналась так: "Но почему эти благословенные парни стреляют Монтанелли в ноги? Не лучше ли было выстрелить ему в рот? Конечно, было бы лучше. Но это было бы и тяжелее. Более мстительно и мрачно".
Различия в практике, радикальный характер действий и применение насилия являются причинами серьезных разногласий внутри анархистских движений, особенно между FAI и неформалами. После нападения на Проди в 2003 году и рождения федерации неформалов FAI осудила эту акцию. Она написала коммюнике, в котором заявила об историческом происхождении своей анархистской организации как неформальной, потому что она сделала "ясность и коллегиальность мандатов гарантией либертарианского и эгалитарного метода принятия решений". И, прежде всего, она подтвердила "свое осуждение бомб, посылочных бомб и устройств, которые могут наносить неизбирательные удары и в любом случае кажутся более функциональными для логики провокаций и криминализации инакомыслия средствами массовой информации".
"Инструменты борьбы анархистов и федеративных анархистов, - говорится далее в коммюнике FAI, - развернуты на площадях, в социальной сфере, в самоуправлении и низовом профсоюзе, в движениях, в десятках городов, где мы руководим общественными кружками, в открытом противостоянии логике господства и государственного терроризма, для построения общества свободных и равных людей".
После этого FAI несколько раз и очень жестко писала о том, что использование термина "анархисты" для разговора о неформалах, по ее мнению, неправильно, потому что обобщение затрагивает людей, которые не хотят иметь ничего общего с этой практикой, и к которым они всегда относились очень критически. "На самом деле, FAI считает FAIInformal группой провокаторов, которые вредят анархистскому делу", - говорит Ди Вито.
Весь феномен неформалитета с момента его возникновения "широко изучается нашими аппаратами безопасности, - заключает Ди Вито, - которые в какой-то мере проследили и то, что такое неформалы, и то, кто такие крайние крылья анархистского движения". Я убежден, что они знают их по именам, в том числе и потому, что речь идет об очень небольшом количестве людей".