Высокие цены на энергоносители, Италия потратила больше всех стран EC на помощь семьям и предприятиям
Все европейские страны реализовали инициативы по сдерживанию влияния роста цен на энергоносители на домохозяйства и предприятия. Вот расходы, понесенные основными европейскими странами в связи с ростом цен на энергоносители, и их влияние на ВВП.
Ресурсы, выделенные основными европейскими странами
В таблице 1 приведена количественная оценка мер, принятых для сдерживания последствий роста цен в течение 2022 года.
При оценке этих цифр необходимо учитывать, что существуют различные методики количественной оценки, а международные органы также предлагают различные интерпретации. В данном исследовании аналитики отталкивались от оценок аналитического центра "Брейгель", чтобы провести более детальный анализ по подгруппе стран, используя несколько иную методологию, чем известный центр.
Были рассмотрены только те меры, которые оказывают влияние на 2022 год. Здесь кроется основное различие с оценками Брейгеля, которые включают меры на четвертый квартал 2021 года и меры, уже объявленные на следующий год. Представленный здесь анализ заканчивается в четвертом квартале 2022 года, хотя в некоторых случаях данные еще неполные или находятся в процессе окончательного утверждения.
В Таблицу 1 не включены количественные показатели мер, которые пока только объявлены, но еще не решены, и сроки реализации которых, как правило, неизвестны. В частности, в таблицу не включены план в 200 миллиардов евро, объявленный Германией (который, в любом случае, как ожидается, затронет в основном 2023 и 2024 годы), и план, объявленный Великобританией (также с временным горизонтом, простирающимся до 2024 года). Относительно плана Германии следует сказать, что он составляет 5,55% ВВП Германии за два года, то есть 2,7% в год, что сопоставимо с интервенциями других европейских стран в 2022 году.
Типы вмешательства
Рассмотренные меры в основном делятся на четыре типа: универсальные меры по снижению цен (снижение акцизов на топливо, скидки на коммунальные платежи), меры, направленные на наиболее уязвимые группы населения (бонусы на основе доходов), меры по поддержке бизнеса (налоговые льготы или государственные гарантии для облегчения доступа к кредитам) и прямое государственное вмешательство в энергетическую отрасль (рефинансирование и национализация). Для упрощения чтения, мероприятия в Приложении разделены на: а) меры по поддержке доходов и б) меры, оказывающие прямое воздействие на стоимость энергии и газа для предприятий и домохозяйств;
При этом не учитываются общие ассигнования на каждое государственное вмешательство, а только отдельные меры, которые относятся к типам, перечисленным в пункте б). Это еще одна причина расхождения с оценками Брейгеля, которые также включают другие показатели, помимо тех, которые наиболее тесно связаны с ростом цен на энергоносители.
Таким образом, если сравнивать уже запланированные суммы, то самые большие субсидии (относительно ВВП 2021 года) были предоставлены Италией (3,2 процента ВВП). За ними следуют Германия и Испания (2,9 и 2,6 процента ВВП, соответственно). Более низкие уровни были зафиксированы во Франции (2,1 процента ВВП), Великобритании (0,9 процента ВВП) и Нидерландах (0,7 процента ВВП). В Приложении мы приводим данные о государственных интервенциях по странам в 2022 году с их количественными показателями, где это возможно.
Несмотря на то, что у Брейгеля более длительный временной горизонт, чем в этом исследовании (поскольку, как уже упоминалось, он рассматривает как меры 2021 года, так и меры, объявленные на ближайшие годы), многие страны тратят очень мало по сравнению с Италией (3,3 процента ВВП, по данным Брейгеля). Опять же, по данным аналитического центра, целых восемь стран потратили менее 1 процента ВВП: Словения, Бельгия и Норвегия (0,8), Кипр (0,7) Эстония (0,5), Швеция (0,3), Финляндия и Ирландия (0,2).
Одним из факторов, который может объяснить различия между вмешательствами отдельных государств, является развитие цен на электроэнергию и газ в отдельных странах. Чтобы сравнить динамику цен за последние два года без учета государственного вмешательства в счета конечных потребителей, на рис. 1, 2 и 3 показан процентный рост оптовых цен на электроэнергию и газ по сравнению с базовым периодом (январь 2021 года). Как видно из рисунков 1 и 2, крупнейшие страны ЕС демонстрируют высококоррелированные тенденции для оптового рынка электроэнергии, за исключением Испании, Финляндии и Великобритании. В Испании цена на газ выросла гораздо меньше, чем в других европейских странах (см. рис.3), благодаря значительной диверсификации поставок. Кроме того, Испания ввела предельную цену на газ, используемый для производства энергии, эффективно ограничивая и оптовую цену. По этой причине максимальный рост цен на электроэнергию был достигнут в марте (+371%) до введения ограничения цен, и последующая тенденция не может считаться значимым показателем для сравнения с остальными анализируемыми странами.
Великобритания также демонстрирует меньший рост тарифов как на электроэнергию (323% в августе прошлого года), так и на газ (503% в августе), и это может оправдать тот путь, по которому до сих пор шло британское правительство. Однако правительство во главе с Лиз Трусс ожидает резкого повышения уровня цен на энергоносители зимой 2022-2023 годов и поэтому подготовило план, сравнимый с немецкой макси-интервенцией.
В Финляндии рост цен на электроэнергию был меньше, чем в среднем по Европе (+410%) (рис. 2), что объясняется низкой зависимостью от газа и от ископаемых источников в целом.
Что касается электроэнергии, то Италия демонстрирует рост, аналогичный росту в Германии, Нидерландах и Франции (+536% в сентябре 2022 года). Если говорить о газе, то рост в Италии (822%) равен росту в Нидерландах и Германии, которая, однако, похоже, имеет более выгодные контракты на газ, поступающий по трубопроводу из Российской Федерации, и выше, чем во Франции (641%), а также в Испании и Великобритании.
В Бельгии рост цен на энергоносители был несколько ниже, чем в Италии (рис. 2), но, как мы видели, ее расходы на смягчение роста цен были гораздо ниже, чем в Италии (в процентах от ВВП). Другие причины высоких расходов Италии включают тот факт, что обрабатывающая промышленность Италии в значительной степени является энергоемкой и "газоемкой", а также отсутствие диверсификации энергетики. Политические факторы также могли сыграть свою роль: в экономической и политической литературе есть некоторые свидетельства того, что правительства широких коалиций, как правило, тратят больше. Следует также отметить, что правительство Драги проявляет благоразумие в управлении государственными финансами, поскольку оно никогда не прибегало к бюджетным просадкам в течение 2022 года.
Целевые и универсальные меры
Еще один момент различия между странами касается мер, которые могут быть направлены на конкретные группы населения (целевые меры) или универсальными (нецелевые). Для того чтобы снизить стоимость счетов за электроэнергию для домохозяйств, Италия и Великобритания решили предоставлять бонусы только наиболее уязвимым домохозяйствам, соразмерно доходу. Германия и Франция, напротив, ввели такие меры, как предельные цены, которые снижают затраты без разбора для всех домохозяйств и даже микропредприятий. Этот второй подход, как правило, не оказывает перераспределительного воздействия, поскольку не учитывает различные возможности бенефициаров по расходованию средств.
Почти во всех анализируемых странах введена такая мера, как скидка на топливо (Испания и Франция) или снижение акцизов и НДС (Германия, Италия и Нидерланды). Это вмешательство является нецелевым, т.е. универсальным: от него выигрывают группы с более высоким уровнем дохода, которые чаще пользуются личным транспортом.
Другие нецелевые меры - это пособия для студентов и пенсионеров (Германия), переоценка пенсий (Италия и Франция) и государственных зарплат (Франция).
Что касается поддержки бизнеса, то наибольшие различия заключаются в определении целевой группы бенефициаров. Например, в Испании критерий выбран на отраслевой основе, то есть фирмы, работающие в секторах, которые считаются наиболее подверженными росту цен (сельское хозяйство, рыбоводство, транспорт и металлургия); с другой стороны, в Италии и Германии было проведено различие между фирмами с более высоким потреблением энергии и газа (энерго- и газоемкими) и на основе мощности счетчиков. Этот второй подход представляется более соответствующим цели облегчения бремени для компаний, наиболее подверженных повышению цен.
Более того, ожидается, что к концу этого года французское правительство завершит поглощение компании EDF (крупнейшего производителя и дистрибьютора энергии во Франции, в настоящее время на 84% находящегося в государственной собственности), что обойдется государственной казне в 9,7 млрд евро (в дополнение к 2,1 млрд евро государственного финансирования, утвержденного в феврале 2022 года). После приобретения, в целях снижения цен на энергию, правительство намерено восстановить существующие атомные электростанции к 2030 году и построить шесть новых реакторов к 2035 году, общей стоимостью 100 млрд. евро.
Новое правительство Великобритании во главе с Лиз Трусс объявило о плане помощи в размере 130 млрд фунтов стерлингов (150 млрд евро), рассчитанном на ближайшие полтора года и финансируемом за счет заемных средств, с помощью которого оно намерено стабилизировать среднегодовую стоимость счетов за газ и электричество для среднего британского домохозяйства. Предприятия и государственный сектор получат поддержку в аналогичном масштабе, но только в течение шести месяцев, после чего вмешательство будет сосредоточено на наиболее уязвимых компаниях.
Германия объявила о двух последовательных планах в сентябре прошлого года. В частности, объем второго плана составит 200 миллиардов с финансовым воздействием на государственный бюджет в 2023 и 2024 годах. Пока нет точных деталей о мерах плана "макси", есть только предложения по охвату всех счетов домохозяйств и предприятий на декабрь 2022 года (5 млрд.) и структуре ценового лимита на 2023 год. Следует, однако, сказать, что этот план составляет 5,55% ВВП Германии за два года, то есть 2,7% в год, что сопоставимо с мерами других европейских стран в 2022 году. Следует также сказать, что неясно, как эти меры могут быть профинансированы, поскольку министр финансов ввел повторное введение долгового тормоза на 2023 год, блокируя тем самым возможность достижения долга более 0,35% ВВП.
Однако при формировании бюджета на 2023 год правительство выделило 17,3 млрд евро на поддержку доходов и планирует ввести гибкое ограничение цен на газ и энергию.