В Италии зарегистрирован пик занятости, но работники требуют повышения минимальной оплаты труда
В июне Италия установила рекорд рынка труда - 23 млн. 590 тыс. занятых, а уровень занятости составил 61,5%, чего ранее никогда не было; последние два года данные Istat по рынку труда сопровождаются словом "рекорд".
И не только это. Вопреки утверждениям некоторых политических сил и профсоюзов о нестабильной занятости, речь идет о качественной занятости, при которой наблюдается снижение срочных контрактов (-1,9% по сравнению с прошлым годом) и значительный рост постоянных (+2,6%). Таковы данные полугодового Обзора Itinerari Previdenziali. По сравнению с февралем 2020 года число занятых по постоянным контрактам увеличилось на 690 тыс. человек, однако на темпах найма по постоянным контрактам негативно сказывается растущая сложность компаний в поиске профессиональных профилей, соответствующих потребностям производства, на которое сегодня приходится 47% спроса со стороны бизнеса (исследование Excelsior за третий квартал 2023 года). Эта проблема может быть решена с помощью мероприятий, направленных на адаптацию квалификации потенциальных работников.
Однако стоит внимательнее присмотреться к этим, безусловно, позитивным цифрам, чтобы понять их реальное значение как в перспективе, так и в сравнении с остальной Европой. Начнем с того, что Италия по-прежнему находится в нижней части многих рейтингов ЕС. По общему уровню занятости, где даже Греция занимает более высокое место - 61,8% (в среднем 70,5%, а в таких странах, как Германия, Швеция, Нидерланды или Дания, даже более 75%); по занятости женщин (52,2%, что опять же несколько хуже, чем в Греции - 52,8%, при среднем уровне 65,6%); по занятости молодежи (15-24 года), где страна находится на предпоследнем месте среди 27 стран ЕС (20,5% при среднем уровне 35,3%). Лишь немного лучше обстоят дела с занятостью пожилых людей (55-64 года), где Италии, по крайней мере, удалось обогнать Люксембург, Румынию, Грецию, Хорватию, Словению и Мальту, хотя страна по-прежнему далека от среднеевропейского уровня (57% против 63,8%).
Забудьте о рождаемости или демографической зиме! Трудно представить себе снижение уровня бедности или обеспечение устойчивости системы социального обеспечения, если только чуть более половины людей в возрасте от 55 до 64 лет работают, а разница между людьми трудоспособного возраста и работающими составляет почти 15 млн. человек (2,6 млн. безработных и 12,3 млн. неактивных).
Исходя из этого, что же ожидать в ближайшие месяцы? Макроэкономические показатели и геополитические сценарии заставляют ожидать дальнейшего замедления темпов роста, в то время как до сих пор существенный вклад строительного сектора исчерпал себя (-4,3% с начала года), как и, по понятным сезонным причинам, туристического и сельскохозяйственного секторов.
Все это может оказать негативное влияние на ситуацию с занятостью в период до конца года.
Уже в июле данные свидетельствовали о снижении занятости примерно на 60 тыс. единиц, в основном за счет временных контрактов, по сравнению с которыми в августе произошло практически полное восстановление, поскольку если в июле начали сказываться последствия замедления промышленного производства, что привело к непродлению многих временных контрактов, срок действия которых подошел к концу, то в следующем месяце на помощь пришли высоко сезонные отрасли, такие как туризм.
Поэтому не менее вероятно, что, если не произойдет чудесного поворота в экономике, в сентябре-октябре большинство истекающих срочных контрактов (в основном сезонных) не будут продлены, что приведет к новому падению занятости. Однако, с другой стороны, заслуживает внимания другой показатель, возможно, вызывающий излишний энтузиазм: снижение уровня безработицы, который в августе опустился до 7,3%, по сути, восстановив докризисный уровень 2008 года. Анализ абсолютных цифр показывает, что этот показатель определяется, с одной стороны, увеличением - добродетельным - почти на 60 тыс. занятых, а с другой - порочным - на 5 тыс. неактивных; последнее значение растет второй месяц подряд, после длительного периода снижения одновременно с увеличением стабильной занятости.
Вполне вероятно, что в сентябре-октябре даже этот показатель будет ухудшаться, при отсутствии значимых новостей в экономике. И тогда возникнет необходимость в более сложных размышлениях о рынке труда, начиная с активной политики и феномена несоответствия, который, несомненно, пересекается как с системой образования и подготовки кадров, которую необходимо реформировать и лучше ориентировать на потребности рынка труда, так и с феноменом Neet - молодых людей, которые не учатся и не работают. Еще один рекордный показатель Италии, но на этот раз отрицательный, худший по основным экономикам ЕС.
Безусловно, проблема трудовых доходов, потерявших покупательную способность, остается; чтобы сделать работу более привлекательной, необходимо повысить культуру ответственности и чувство долга, а также сократить расходы на социальное обеспечение, которые достигли 8% ВВП, превысив расходы на здравоохранение. Нет необходимости в зарплате в 9 евро, пришло время для компаний и социальных партнеров возобновить национальные контракты, срок действия которых истек несколько лет назад, и начать новый сезон корпоративных и территориальных соглашений, единственных, которые могут повысить доходы: кроме деконтрибуции, которая обходится в 11 млрд. в год и убивает счета государства и INPS.