У Европы появилась новая зависимость от России
Речь идет об удобрениях, импорт которых даже увеличился после вторжения в Украину.
По данным Евростата, статистического ведомства Европейского союза, в период с 2022 по 2023 год импорт удобрений, произведенных в России, в ЕС увеличился на 34% по сравнению с периодом до вторжения России в Украину, которое началось в феврале 2022 года. В частности, импорт мочевины, одного из самых распространенных удобрений, составляет треть от общего объема импорта этой продукции в Союз.
Хотя в 2024 году эта тенденция частично снизилась, импорт российских удобрений в Союз все еще выше, чем в 2021 году. Поэтому некоторые европейские эксперты и производители начали сравнивать эту новую частичную зависимость с зависимостью европейских стран от российского природного газа. В месяцы после вторжения в Украину европейские страны решили значительно сократить импорт российского газа, пытаясь наказать Россию, и это привело к энергетическому кризису во всей Европе.
За последние шестьдесят лет удобрения сыграли ключевую роль в так называемой "зеленой революции", которая значительно повысила урожайность полей, позволив накормить гораздо больше людей по всему миру. Наиболее распространенными являются удобрения на основе азота, калия (карбоната калия) и фосфатов. Азотные удобрения, такие как аммиак и мочевина, довольно энергоемки в производстве, поскольку для их изготовления используется природный газ. В целом цены на удобрения начали резко расти уже в 2021 году из-за удорожания энергоносителей и транспортных систем для товаров, в основном из-за пандемии коронавируса.
Затем, в начале 2022 года, война в Украине еще больше усугубила ситуацию. Мало того, что Россия является одним из крупнейших производителей удобрений в мире, европейское производство удобрений также значительно зависело от импорта российского газа: до этого момента около 40 % поставок газа в Европу обеспечивалось из России. С началом войны правительства стран ЕС ввели санкции на закупку российского газа и постарались по возможности заменить его газом других поставщиков, чтобы снизить энергетическую зависимость от враждебной и ненадежной страны. Однако поначалу это привело к временной нехватке газа в Европе, что привело к росту цен не только на энергоносители, но и на удобрения.
Чтобы избежать дальнейших неудобств для фермеров и всей цепочки поставок, особенно в более бедных европейских странах, зависящих от России, Европейский союз решил не вводить санкции на закупку удобрений. В связи с этим многие страны увеличили импорт этой продукции из России, чья мировая экспортная выручка в этом секторе в 2022 году выросла на 70 % по сравнению с 2021 годом.
Несмотря на то, что цены на нероссийские удобрения с тех пор снизились из-за корректировки цен на природный газ, российский импорт занимает все большую долю рынка. Российские удобрения, кстати, по-прежнему стоят дешевле тех, что производятся в ЕС, не только благодаря большому объему доступного природного газа, но и потому, что их производителям приходится соблюдать меньше ограничений с точки зрения экологической устойчивости.
По мнению Свейна Торе Хольсетера, генерального директора компании Yara International, одного из крупнейших в мире производителей азотных минеральных удобрений, базирующегося в Осло (Норвегия), такая ситуация вскоре может стать политической проблемой для Европейского союза.
В беседе с Financial Times Хольсетхер заявил, что "парадокс" заключается в том, что Европа стремилась снизить свою энергетическую зависимость от России, а теперь "мы во сне идем к передаче России фундаментальной власти, такой как производство удобрений". По мнению Хольсетера, решением этой проблемы могло бы стать увеличение поддержки для фермеров, чтобы побудить их покупать удобрения европейского производства - одно из требований, выдвинутых самими фермерами во время протестов в начале 2024 года (несмотря на то, что в целом европейские субсидии на эту категорию и так очень высоки).
Такого же мнения придерживается и Лео Алдерс, президент организации Fertilizers Europe, представляющей большинство производителей удобрений. По словам Алдерса, "если Европа хочет обеспечить продовольственный суверенитет, она должна поддерживать устойчивые национальные производственные цепочки".