Супербонус и фасадный бонус: потребуется полтора века, чтобы амортизировать расходы государства
Сегодня в Италии пересекаются два спора, причем один не проливает свет на другой. Речь идет о бонусах на недвижимость и их сюрреалистическом влиянии на государственный долг, составляющий не менее 120 млрд. евро; и о переговорах по реформе европейских бюджетных правил, в которых Италия традиционно выступает в роли стороны, чувствующей себя преданной (в данном конкретном случае правительство обвиняет еврокомиссара Паоло Джентилони в нелояльности к стране).
Как все начиналось
Для того чтобы понять, как из-за ремонтного бонуса образовалась колоссальная бюджетная дыра, необходимо сделать шаг назад более чем на три года, к самым тяжелым моментам пандемии. 6 мая 2020 г. в интервью газете Il Sole 24 Ore тогдашний заместитель секретаря председателя Совета Риккардо Фраккаро, представлявший партию "5 звезд", объявил об этой мере. В статье было написано, что "в течение нескольких недель Фраккаро работал над нормативным актом, который может дать толчок частным инвестициям", и что "заместитель секретаря в Палаццо Киджи завершил работу над текстом". Речь идет о правилах Superbonus и Sismabonus, предусматривающих 110%-ный налоговый кредит и 90%-ный бонус на ремонт фасадов. "Мы хотим установить солнечные батареи в домах всех итальянцев. Мы стремимся к общей пользе для общества". В интервью Фраккаро объявил о мерах, которые на долгие годы нарушат государственное финансирование, не приводя ни одной цифры и не объясняя, как и откуда появилась эта идея. Все это звучит просто.
Исследование Ance
На следующий день итальянцы начинают понимать больше. 7 мая 2020 года в редакции газеты появилось "исследование", проведенное Национальной ассоциацией строительных подрядчиков (Ance), согласно которому нормативные акты Фраккаро станут "базукой" за шесть миллиардов евро, способной обеспечить трехкратный экономический рост: расчет, который по умолчанию окажется ошибочным как минимум в двадцать раз по расходам и как минимум в девять раз по мультипликатору роста. Безусловно, Фраккаро сильно настаивал на этой мере, но тот факт, что уже на следующий день после объявления Ance подготовила "исследование" в его пользу, позволяет предположить, что ассоциация строителей начала законную, не менее чем систематическую, лоббистскую деятельность в Палаццо Киджи с целью введения бонуса. В конце концов, предлагать его должен был не Фраккаро, а Министерство экономики или Министерство развития. Почему же именно он это сделал?
Мера, поддерживаемая всеми партиями
Несомненно то, что за короткое время весь политический класс оказался в выигрыше. Не только тогдашнее левоцентристское большинство (включая Маттео Ренци), но и все правоцентристы в итоге поддержали новую систему налоговых льгот. Pagella Politica прекрасно объясняет это. В 2021 г. нынешний вице-премьер и лидер Forza Italia Антонио Таяни попросил "продлить действие 110%-ного супербонуса на весь 2023 г., распространив его на все здания и юридические лица (т.е. компании)". Также в 2021 г. другой вице-премьер Маттео Сальвини выступил против попыток тогдашнего министра экономики Даниэле Франко ограничить хотя бы часть льгот для домохозяйств с низкими доходами. Лидер Лиги назвал эту меру "абсолютно эффективной" и заявил, что ее следует "обновить, увеличив возможность назначения кредита". Что касается "Фрателли д'Италия", единственной оппозиционной партии в 2021 г., то она также неоднократно поддерживала это конкретное постановление, начатое правительством Джузеппе Конте и поддерживаемое правительством Марио Драги. Депутат от FdI Моника Чиабурро призывала продлить срок его действия "до 2025 года", а депутат Фабио Рампелли критиковал тот факт, что Драги и его министр Франко пытаются наложить на него ограничения.
Проблема неиспользованных налоговых льгот
По сути, "супербонус" захватил всю итальянскую политическую систему. Возможно, точнее было бы сказать, что Национальная ассоциация строительных подрядчиков склонила ее на свою сторону. Как она это сделала, возможно, когда-нибудь объяснят сами главные герои этого дела. Однако то, что это будет катастрофа, было нетрудно предвидеть: о проблеме зависших налоговых кредитов было известно как минимум с начала этого года, но раньше журналистов забил тревогу парламентский бюджетный офис. Все было напрасно, пока не стало слишком поздно.
Здесь история пересекается с историей Пакта стабильности, поскольку подобное отклонение было бы немыслимо, если бы действие Пакта стабильности не было приостановлено из-за пандемии, а затем из-за энергетического кризиса, вызванного войной. Таким образом, один из уроков заключается в том, что в отсутствие правил, обеспечиваемых независимой властью - в данном случае Брюсселем, - итальянская политическая система не только склонна к принятию опасных решений, но, прежде всего, она уязвима для носителей особых интересов - в данном случае производителей, - которым гораздо легче вмешиваться в дела правителей и перехватывать их предложения. Без европейских правил лоббирование организованных меньшинств в ущерб ничего не подозревающему и отвлеченному большинству становится более эффективным. С другой стороны, не только строители домов обладают такой силой убеждения, а иногда группы интересов настолько эффективны, что сами нарушают европейские правила. В течение десяти лет 26 000 концессионеров пляжей и других общественных мест сдерживали одно правительство за другим. Что касается такси, то трудности с его поиском, сохраняющиеся в туристических городах, говорят сами за себя. А фермеры остаются единственной категорией, которой разрешено не выдавать налоговые квитанции - по сути, разрешено уклоняться - в случае якобы "прямых продаж", оборот которых во многих случаях составляет тысячи евро в день.
Но самым ярким примером остается супербонус. В феврале 2022 года Национальная ассоциация строителей профинансировала исследование ведущего исследовательского центра Nomisma, в котором преувеличивается эффект от этой меры. В отчете утверждается, что без супербонуса переход к зеленой энергетике в Италии был бы невозможен и его "экономическая стоимость составляет 7,5% от валового внутреннего продукта". Исследование ложится на столы всего политического класса и сотен журналистов и способствует достижению консенсуса или, по крайней мере, преграждает путь несогласным. Но соответствует ли оно истине? Давайте посмотрим. Парламентское бюджетное управление, независимый итальянский институт, созданный в соответствии с Европейским пактом стабильности, произвело подсчеты. На слушаниях в Палате депутатов 16 марта оно показало, что в лучшем случае жилищные бонусы принесли не более одного евро дополнительного ВВП на каждые три евро дополнительного долга, которые они переложили на плечи следующего поколения; а возможно, и менее одного евро ВВП: прямо противоположное тому, что прогнозировал Ance в мае 2020 г., когда утверждал, что каждый евро льгот даст три евро ВВП.
Плохая сделка для (почти) всех
Что касается экологической эффективности, то здесь несложно произвести расчеты. В отличие от прогнозов Фраккаро в 2020 году, когда он объявил о панелях на крышах "всех итальянцев", в конце прошлого месяца "Супербонус", похоже, охватил всего 3,5% итальянских зданий: всего 425 тыс. из 12,1 млн. зданий, обследованных Istat. Поскольку налоговый вычет оправдан только при повышении не менее двух энергетических классов, что соответствует среднему снижению потребления на 30%, можно подсчитать, что экономия на счетах за электроэнергию при затратах в 86 млрд. евро составляет около полумиллиарда в год: фактически потребление энергии домохозяйствами в этом году составит около 50 млрд. При таких темпах мы уложимся в стоимость чуть более чем за полтора века (если только принятые технологии смогут прослужить так долго). Сама компания Nomisma в своем исследовании говорит о средней экономии на счетах в 500 евро в год: около полумиллиарда для страны, если учесть, что многие дома являются многоквартирными. Невыгодная сделка для всех, кроме немногих. Но, конечно, во всем всегда виноват "мерзкий Пакт о стабильности".