Работа в Италии для иностранцев: в 2022 году только 30% запросов дошли до контракта на проживание
Данные МВД, собранные "Ero straniero" ("Я был иностранцем"), говорят о том, что для 55 013 выданных "нулла оста" подписанием договора завершилось только 32,63% практик, или 17 951.
Мало того, что запросы на квоты для неевропейских работников от компаний и семей сейчас намного превышают количество разрешенных декретами въездов - настолько, что большинство из них не принимаются, - так еще и не каждый из принятых запросов действительно приводит к въезду в Италию, и совсем небольшой процент иностранцев (около 30%) завершает процесс въезда подписанием контракта на проживание и легализацией своего рабочего положения.
Подводя итоги "дней клика" и проверяя эффективность системы декретов о квотах в отношении въезда работников из-за рубежа, запрашиваемых компаниями и семьями, ассоциация "Ero Straniero" ("Я иностранец") подготовила досье "Лотерея въезда на работу в Италию: реальные цифры декрета о квотах", основанное на данных, полученных благодаря доступу к документам Министерства внутренних дел, и представленное 20 декабря в Сенате.
По мнению кампании "Ero straniero" ("Я - иностранец"), сложившаяся картина требует преодоления "жесткого и труднодоступного механизма въезда, предусмотренного декретами о квотах, путем введения диверсифицированных, гибких каналов, способных обеспечить соответствие между спросом и предложением". Для тех, кто уже находится в Италии и имеет неофициальные рабочие отношения из-за отсутствия документов, также следует "ввести возможность подписать контракт и легализовать свое пребывание в любое время, не дожидаясь амнистии".
Въезд работников из стран, не входящих в ЕС, устанавливается декретами о квотах, которые до 2022 года издавались из года в год, а с этого года стали трехгодичными (с одним декретом на период 2023-2025 годов). С 2022 года количество планируемых въездов увеличилось, как и виды работ, на выполнение которых могут претендовать работники из стран, не входящих в ЕС. Декрет на 2023-2025 годы предусматривает 450 000 въездов за три года. Поскольку нельзя нанять иностранца, который уже находится на территории Италии без вида на жительство, заявки на прибытие работников из-за рубежа должны подаваться в определенные дни, так называемые клик-дни. Для 136 000 квот, запланированных на 2023 год, в начале декабря в "клик-дни" поступило более 600 000 заявок, и имеющиеся квоты были исчерпаны в течение нескольких минут.
Но и в предыдущие годы большинство заявок не было принято: по данным кампании "Ero straniero", в "дни клика" на квоты 2022 года было подано 139 450 заявок (209 150 тысяч заявок на 69 700 мест), а в дни кликов на 2023 год - 211 599 заявок (304 304 заявки на 82 705 квот).
Если запрос удовлетворен, процедура въезда работника в Италию включает в себя выдачу разрешения "nulla osta" Единой службой иммиграции, которая передает его в итальянское дипломатическое представительство страны происхождения, ответственное за выдачу въездной визы. Затем работник может прибыть в Италию, где процесс завершается подписанием контракта на проживание и подачей заявления на получение вида на жительство. Чтобы ускорить процесс трудоустройства нанятого лица, последние упрощения позволяют выполнять работу еще до подписания контракта на проживание, ожидая, пока префектура его примет.
Однако, согласно данным, собранным кампанией Ero straniero, часть запросов срывается уже на первом этапе, то есть при выдаче nulla osta в иммиграционных службах: в 2022 году на 69 700 квот было выдано 55 013 "нулла оста" (78,9%). Что касается 2023 года, то по состоянию на август было выдано 65 662 разрешения из 82 705 имеющихся квот (79,4 %).
Но еще больший тупик представляет собой въезд в Италию: по заявкам на 2022 год из 55 013 выданных nulla osta (между сезонными и несезонными) до сих пор не въехали 3 183 человека, а по квотам на 2023 год из 65 662 выданных nulla osta до августа прошлого года еще не приехали 19 082 человека.
Воронка стягивается еще сильнее, когда дело доходит до подписания контракта на проживание. Что касается квот на 2022 год, то из 55 013 разрешений было завершено только 32,63% практик, или 17 951. На 2023 год картина неполная, но на конец августа при общем количестве 65 662 разрешений только 4 149 (или 6,32 %) человек подписали контракт на пребывание.
Что же случилось с остальными работниками? Однозначных ответов на этот вопрос нет, но, по мнению кампании Ero straniero, существует несколько причин этой неудачи: некоторые работники все еще находятся в своих странах происхождения в ожидании получения въездных виз, другие, возможно, уже начали работать, но еще не были вызваны в префектуры из-за бюрократических проволочек, а третьи, прибыв в Италию, не нашли работодателя, который их запрашивал, готового их нанять, потому что въезд занял слишком много времени. Не обходится и без незаконных действий и мошенничества (осуждаемого патронатами, профсоюзами и профессиональными ассоциациями) со стороны фиктивных компаний, которые просят иностранцев заплатить большие суммы денег, но затем последние узнают, что компаний и вовсе не существует. Каковы бы ни были причины, в результате эти люди остаются в Италии или пытаются переехать в другие европейские страны "без документов, в условиях крайней нестабильности и очень высокого риска эксплуатации".
Одно из упрощений, введенных в последние годы, позволяет в сельскохозяйственном секторе с 2022 года и в туристическом секторе с 2023 года подавать заявки через ассоциации работодателей, за которыми закреплены квоты на въезд и для которых существует более быстрая процедура. Эта система также дает положительные результаты с точки зрения подписания контрактов: в 2023 году, по август, 56,12% контрактов были подписаны через ассоциации, и этот процент увеличивается до 71,19%, если рассматривать только сезонные контракты, и даже возрастает до 92,10%, если рассматривать только те, которые относятся к сельскохозяйственному сектору.