Прежде чем отдавать распоряжения о консолидации итальянских мостов и виадуков, нужно знать, сколько их в стране
После гибели 43 человек в результате обрушения в 2018 году виадука Полчевера в Генуе, известного как мост Моранди, Министерство транспорта и инфраструктуры ввело более строгие и четкие правила для обеспечения частых проверок мостов и поддержания их безопасности. В ходе продолжающегося судебного процесса по установлению ответственности за обрушение, инженеры-консультанты обвинения заявили, что о мосте Моранди мало что известно: расследования и инспекции, проведенные за предыдущие десятилетия, были недостаточными, не хватает документов и нет даже проекта и чертежей, без которых сложно понять, безопасен мост или нет.
Отсутствие документации - это проблема, которая затрагивает тысячи других работ в Италии и сегодня, спустя пять лет после обрушения моста Моранди: именно поэтому министерство создало систему для сбора всех планов, актуальных проверок и информации об автомобильных и железнодорожных мостах, эстакадах и туннелях. Когда сотрудники министерства начали работать с этим огромным и сложным массивом данных, они поняли, что прежде чем отправлять инспекции, необходимо решить гораздо более важную проблему: понять, сколько мостов на самом деле существует в Италии. На данный момент, несмотря на большую работу, они еще не достигли успеха.
Срок службы мостов сопоставим со сроком жизни человека: с годами у них могут начаться проблемы, вызванные многими причинами, включая материал, из которого они построены, качество строительства, а также характер и интенсивность нагрузок, которые они несут. Качество технического обслуживания очень важно: чем раньше будет обнаружено повреждение, тем быстрее можно принять меры и продлить срок службы моста.
До сентября 2018 года, когда после обрушения моста Моранди был утвержден так называемый Генуэзский указ, не существовало единой классификации и управления рисками, связанными с общественными работами, оценкой безопасности, инспекциями мостов, путепроводов и виадуков дорог и магистралей. Таким образом, были введены новые руководящие принципы, которые были утверждены в мае 2020 года в окончательной редакции. По сути, они представляют собой набор правил, позволяющих сделать методы проверки единообразными.
Они основаны на шести уровнях проверок: уровень 0 состоит из переписи всех работ, то есть выяснения их количества; уровень 1 включает визуальный осмотр мостов и инфраструктуры и сбор геоморфологических характеристик окружающей территории; уровень 2 является наиболее важным, поскольку позволяет классифицировать каждый мост на основе четырех типов риска; уровень 3 анализирует возможные дальнейшие и более точные проверки конструкции; уровень 4 касается применения правил о возможных ограничениях на открытие и транзит тяжелых грузов, а уровень 5 применяется только к работам, которые считаются особенно важными, таким как виадуки.
Сеттимо Мартинелло, инженер-строитель и директор крупнейшей в Италии компании по инспекции мостов 4 Emme в Больцано, объясняет, что одним из наиболее важных показателей является индекс разрушения. "Чем ниже индекс, тем лучше мост", - говорит он. "Если мы остаемся в пределах 25, то все нормально, если больше, то нужно вмешаться. Но во многих муниципалитетах мы находимся на предыдущем этапе, который заключается в том, чтобы понять, сколько мостов у них на территории".
AINOP, компьютеризированный архив общественных работ, управляемый Министерством инфраструктуры и транспорта, был создан для сбора и систематизации всех данных о мостах. По сути, это большая база данных, в которую ответственные за дороги и мосты лица, например, администрации или концессионеры автомагистралей, отправляют первоначальные планы, вмешательства и изменения, внесенные в течение многих лет, и, прежде всего, результаты инспекций. В AINOP работают чиновники, техники, разработчики: это бюро считается передовым в Европе.
На сегодняшний день в базу данных внесено 198 395 работ. "Это не океан, это озеро", - говорит Марио Нобиле, генеральный директор информационных и статистических систем министерства, используя эффектную метафору. Даже в AINOP не знают, когда закончится перепись мостов и дорог, просто потому, что не знают, сколько их всего. Чтобы озеро стало океаном, его должны питать муниципальные администрации, отвечающие за мосты и дороги.
Когда создавался AINOP, одним из самых сложных шагов было убедить регионы обмениваться данными. Некоторые, например, Ломбардия и Эмилия-Романья, уже создали региональный кадастр работ, но он ведется только в ведомствах и недоступен для министерства. Вместо этого были регионы, в которых не было ничего. Одними из первых отправили данные крупные концессионеры автострад, затем их примеру постепенно последовали регионы, провинции и муниципалитеты. Выяснилось, в частности, что у каждой компании были свои критерии оценки состояния и дефектов работы, что приводило к сбоям и задержкам. Сегодня все стало более четким, единообразным и скоординированным.
Случай с муниципалитетами является самым сложным, потому что самые большие проблемы возникают в самых маленьких местных органах власти, где работает очень мало людей: часто есть только один геодезист, призванный управлять всем, от технического офиса, освещения до содержания школ и дорог. Эти муниципалитеты, как вскоре поняли технические специалисты AINOP, не знают, сколько на их территории больших и малых мостов, есть ли где-то чертежи и планы, проводились ли проверки.
Отправка этих данных в AINOP является обязательной, однако никаких санкций не введено, зато введены стимулы для решения этой проблемы: принцип, также поддерживаемый PNRR, национальным планом восстановления и устойчивости, заключается в том, что администрации, которые не обмениваются данными, не могут получить средства на ремонтные работы.
Тем временем, технические специалисты разработали различные способы наилучшего использования уже имеющихся данных. Нобиле объясняет, что был подписан меморандум о взаимопонимании с INGV, национальным институтом геофизики и вулканологии, и с ENEA, организацией, занимающейся вопросами развития энергетики и охраны окружающей среды, для перекрестного сопоставления таких данных, как сейсмические карты, гидрогеологический риск, связанный с оползнями и наводнениями, и земельный регистр. "Таким образом, мы помещаем каждый мост в геоморфологический контекст", - говорит Нобиле. "Мы также сможем интегрировать системы предупреждения о погоде. Тогда мы будем точно знать, когда лучше закрыть мост, потому что он находится в зоне риска, а когда не закрывать его, избегая алармизма и неоправданных закрытий. Ценность нашей работы заключается не в сборе или хранении данных, а в их использовании".
Еще одна интересная функция касается системы оповещения, основанной на различных показателях, таких как возраст работ, используемые материалы, дизайн. Наглядный пример: если вы заметили повреждения, характерные для некоторых мостов, построенных в одни и те же годы и с использованием одной и той же технологии строительства, вы можете решить проверить все мосты, имеющие эти характеристики. До создания AINOP это было невозможно.
Цель - предотвратить более серьезные повреждения. "Процесс разрушения мостов сложен, поскольку он не является постепенным: он может замедлиться или ускориться внезапно", - объясняет Мартинелло, который со своей компанией проверяет около 80 000 мостов почти во всех регионах Италии. "Если вмешаться рано, то можно продлить срок службы мостов даже на 20 или 30 лет при умеренных затратах, но если вмешаться поздно, то есть риск, что мост придется закрыть и потратить много денег, чтобы сделать его безопасным, или в худшем случае снести".