Правительство отказывается от ряда мер, предусмотренных законопроектом о бюджете
В минувший понедельник правительство по итогам встречи с лидерами большинства и министром экономики согласилось принять ряд существенных изменений в законопроект о бюджете, который вскоре должен пройти решающую стадию утверждения в парламенте.
Некоторые из объявленных поправок, над которыми сейчас работают специалисты Министерства экономики, на самом деле являются интервенциями, с помощью которых правительство существенно изменяет некоторые положения, первоначально включенные в законопроект, одобренный Советом министров в середине октября.
В этом году премьер-министр Джорджия Мелони хотела бы сдвинуть окончательное утверждение закона на пять-шесть дней по сравнению с обычным, пытаясь завершить его к 22 или 23 декабря.
В целом, это вполне обычное дело для правительства - предпринимать подобные шаги. Утверждение законопроекта о бюджете - важнейшей меры экономического планирования на следующий год - должно состояться до середины октября, чтобы его вовремя отправили в Европейскую комиссию, которая затем его рассматривает. С этого момента баланс государственных финансов, то есть динамика расходов и долга, а также другие основные макроэкономические параметры, должны оставаться практически неизменными: тем временем внутри партий большинства начинаются внутренние переговоры, зачастую бурные, по изменению или корректировке некоторых мер. Почти всегда переговоры касаются вспомогательных, а не основных положений, и различные партии борются за уступки, о которых они могут заявить перед избирателями.
В итоге парламент утверждает закон о бюджете, проголосовав за так называемую «максимальную поправку», то есть единственную поправку, которая полностью переписывает закон, включая в него все различные изменения, добавленные за прошедшее время.
В некоторых случаях, но они довольно редки, пересмотры правительства носят более глобальный характер. Это происходит, например, когда становится ясно, что определенное правило написано плохо, или оказывается неприменимым, или подвергается резкой критике со стороны торговых ассоциаций, наиболее авторитетных национальных институтов (Банк Италии, Счетная палата) или европейских и международных организаций.
Далее - обычная тактика дежурного министра экономики. Кто-то больше, кто-то меньше, но почти все министры экономики, сталкиваясь с хронической нехваткой ресурсов, в итоге вынуждены вызывать недовольство своих коллег по правительству и партиям большинства, ограничивая расходы и вводя сокращения. Министр экономики - главный ответственный за закон о бюджете и один из немногих, кто обладает полной информацией о реальных финансовых ресурсах правительства: вполне нормально, что поначалу он выступает против некоторых мер вообще или применяет особенно жесткий подход, зная, однако, что затем ему придется идти на уступки партиям, в очень политической логике переговоров.
В этом году все это происходит одновременно: корректировки правительства, похоже, пока ограничиваются менее жесткими мерами в области расходов, но они касаются многих из тех, по которым между партиями большинства существовала определенная напряженность и по которым министр экономики Джанкарло Джорджетти взял на себя четкие и даже категоричные обязательства, лишь вынудив пойти на некоторые компромиссы.
Пожалуй, наиболее заметное изменение закона о бюджете касается так называемого «веб-налога» или «цифрового налога» - налога на цифровые услуги, то есть на доходы, которые сайты и социальные сети получают от онлайн-рекламы. Правительство решило распространить действие этого налога на все компании, работающие в этом секторе, даже на самые маленькие: таким образом, были бы устранены существовавшие до сих пор ограничения, согласно которым налог распространялся только на транснациональные корпорации с общим доходом более 750 млн евро в год, из которых не менее 5,5 млн евро были заработаны в Италии. Таким образом, малые компании (в том числе издательские) также должны будут платить налог.
Это правило вызвало большое недовольство среди партий большинства, не в последнюю очередь потому, что оно противоречило исторической борьбе Fratelli d'Italia и Forza Italia, согласно которой этот налог должен был коснуться только так называемых «веб-гигантов», то есть транснациональных корпораций с налоговыми штаб-квартирами за рубежом. Италия, как критически отметил Банк Италии, станет первой страной ЕС, которая отменит какой-либо порог для применения этого налога. Джорджетти исключил возможность внесения существенных поправок: по его мнению, другие европейские страны последуют примеру Италии, и особенно предупредил, что если пороги применения налога будут введены вновь, то правило станет особенно карательным для некоторых крупных американских компаний, что подвергнет Италию возможным торговым репрессиям со стороны правительства США.
Несмотря на все это, соглашение, достигнутое в понедельник лидерами большинства, предусматривает изменение этого, казалось бы, неприкосновенного правила, повторное введение по крайней мере одного из двух ограничений, действовавших до сих пор, - 750 миллионов евро выручки. Таким образом, почти все итальянские издательские компании, а также малые и средние предприятия этого сектора будут вновь освобождены от уплаты налога.
Кроме того, правительство намерено вернуться к правилу, которое повысило налог у источника на доходы от криптовалют с 26 до 42 процентов. Это правило вызывает много споров, не в последнюю очередь потому, что оно гарантировало государству более высокие доходы в размере всего 16 миллионов евро, но при этом рисковало существенно сдержать рост бурно развивающегося сектора. В данном случае протест выразила Лига, то есть та же партия, что и министр экономики, со своим депутатом Джулио Чентемеро. В итоге и здесь был найден компромисс: налогообложение будет увеличено, но не более чем на 33 процента, при этом будут пересмотрены некоторые налоговые льготы, гарантированные операторам сектора до сих пор.
С другой стороны, Forza Italia подвергла серьезной критике правило, обязывающее компании, получающие не менее 100 000 евро государственных средств, назначать аудитора из Министерства экономики в свои ревизионные комиссии, то есть органы, контролирующие финансовую отчетность: это было явно статистическое правило, в отношении которого Джорджетти заявил, что примет изменения только при условии сохранения первоначального смысла, а именно, что государство может напрямую контролировать использование своих средств, выделяемых компаниям.
Сейчас правительство завершает работу над поправкой, существенно изменяющей эту меру, согласно которой компании просто должны будут отчитываться об использовании государственных ресурсов в специальном графике в своих балансовых отчетах.
В бюджетном законопроекте есть еще несколько значимых изменений. Было добавлено освобождение от налогов для сверхурочной работы врачей и медсестер (очень ограниченная уступка, но попытка сделать что-то в пользу одной из категорий, которая больше всего критиковала этот закон), и было отменено замораживание найма для полиции и местных органов власти, участвующих в реализации проектов НПВР.
Частично изменилась и позиция правительства в отношении автомобильной промышленности.
Так, в первоначальном варианте на 4,6 миллиарда евро был сокращен остаток средств в фонде, выделенном правительством Марио Драги в 2022 году, который все еще мог рассчитывать на 5,8 миллиарда евро (из первоначальных 8,7 миллиарда). После отставки Карлоса Тавареса с поста генерального директора Stellantis и в контексте менее конфронтационного диалога между Джоном Элканном и итальянским правительством министр предпринимательства Адольфо Урсо объявил, что вновь введет фонды для поддержки сектора: точная цифра пока неизвестна, но к 2025 году она, вероятно, составит несколько сотен миллионов евро.
В целом, однако, переговоры между партиями большинства не отличались особой суматохой. Одна из причин заключается в том, что в этом году Мелони применила совсем другой метод, чем в 2023 году. В прошлом году она заставила парламентские фракции большинства не подавать никаких поправок и отказаться от всех партийных претензий к закону о бюджете. Это необычное соглашение продержалось некоторое время, но затем возникла напряженность, и большинство оказалось вынуждено с некоторым трудом справляться с последними этапами утверждения маневра. На этот раз противостояние проходит в более традиционном ключе: с обычными перебранками между теми или иными партиями, с претензиями тех или иных, но без особого конфликта.
Как мы уже говорили, цель, которую, по признанию Мелони, она хочет достичь, - утвердить закон о бюджете к Рождеству. Это означает, что Палата должна проголосовать по нему между 20 и 21 декабря, а затем передать его в Сенат, который утвердит его 23 числа без возможности внесения изменений. Это означает, что дело будет закрыто на пять-шесть дней раньше, чем обычно, но, прежде всего, это позволит избежать типичной суеты, с которой большинство утверждает закон о бюджете ближе к концу года. Это стало бы сигналом решительности и стабильности, который Мелони хочет дать финансовым рынкам. Таким образом, уступки, на которые пошел Джорджетти, также помогут избежать дальнейшей напряженности и будут способствовать быстрому одобрению.