Правительство Италии одобрило "дифференцированную автономию" регионов
Совет министров одобрил законопроект о так называемой "дифференцированной автономии", предложенный министром по делам регионов Роберто Кальдероли и активно обсуждавшийся в последние недели из-за важных нововведений, которые он может внести в компетенцию регионов по некоторым вопросам.
Дифференцированная автономия - это механизм, который позволит так называемым "обычным" регионам (т.е. всем, кроме пяти регионов со специальным статутом: Сардиния, Сицилия, Фриули-Венеция-Джулия, Трентино-Альто-Адидже и Валле-д'Аоста) просить государство об исключительной компетенции по 23 предметам, т.е. о возможности принимать законы в областях, в которых законодательные полномочия прямо не закреплены за государством. Среди этих тем есть особо важные, такие как образование, здравоохранение, производство энергии и защита окружающей среды.
Полномочия регионов уже давно являются предметом конфликта между центральной и региональными властями, причем последние часто требуют большей автономии в принятии решений. В последнее время это неоднократно происходило из-за пандемии: в связи с чрезвычайной ситуацией в области здравоохранения возникло несколько споров между правительством и президентами регионов, которые принимали независимые решения, отступая от того, что было установлено на национальном уровне (например, расширяя или ужесточая ограничения).
Дифференцированная автономия - это предложение, о котором говорят уже много лет и которое стало возможным после реформы раздела V Конституции в 2001 году, которая ввела эту возможность в один из пунктов статьи 116. С тех пор он так и не был реализован, хотя некоторые правительства пытались это сделать: сейчас, однако, у правительства Кальдероли и Джорджии Мелони, похоже, гораздо больше шансов на успех, и они намерены заключить первые соглашения между государством и регионами к концу года.
В последние месяцы циркулировали различные проекты законопроекта о дифференцированной автономии. Текст, одобренный Советом министров, несколько отличается, но его основные части остались более или менее неизменными, а также теми, которые вызвали наибольшую критику и оспаривание предложения в последние месяцы со стороны ученых, членов оппозиции и многих представителей южных регионов.
Согласно одобренному законопроекту, инициатива по обращению за автономией будет принадлежать регионам, которые должны будут подать запрос премьер-министру и министру по делам регионов: последний сможет начать переговоры с регионом в течение 30 дней, после обсуждения с министрами, ответственными за вопросы, по которым запрашивается автономия. В конце нескольких бюрократических этапов происходит окончательное утверждение Советом министров и последующее принятие закона, который, по сути, устанавливает автономию для данного региона.
В соглашении, достигнутом между регионом, запрашивающим автономию, и государством, должен быть указан срок действия соглашения, который не может превышать 10 лет: по истечении этого срока оно будет автоматически продлено, если государство или регион не примут соответствующего решения. В соглашении также должно быть указано, каким образом в конечном итоге будет подан запрос о прекращении автономии (который затем должен быть одобрен палатами абсолютным большинством голосов).
В последние несколько недель политические и многочисленные экспертные дискуссии были сосредоточены, прежде всего, на самой проблематичной части этого типа автономии, касающейся "основных уровней производительности, которые должны быть гарантированы на всей национальной территории" (LEP). Согласно Конституции, LEP касаются "гражданских и социальных прав" граждан. Многие отметили необходимость определения их объема до подачи заявок на дифференцированную автономию, чтобы знать объем ресурсов, которые будут предоставлены каждому запрашивающему региону. Определение LEP будет происходить через "руководящий комитет", как это предусмотрено в законе о бюджете на текущий год, утвержденном в конце 2022 года, в который войдут различные компетентные министры. Руководящий комитет должен будет определить, какие предметы подпадают под LEP, которые должны быть гарантированы по всей стране.