После пандемии страх перед мигрантами возвращается
Две трети итальянцев выступают за закрытые границы.
Феномен миграции вновь находится в центре внимания итальянцев. И, соответственно, в центре политических дебатов.
Как показывают опросы Demos, иммиграция в последние годы перестала считаться серьезной проблемой гражданами Италии, поскольку ее в значительной степени "заслонили" другие чрезвычайные ситуации. Во-первых, "Ковид". Затем - война в Украине. Однако, вот уже как несколько месяцев настроения итальянцев вновь изменились. И теперь это стало более очевидным. Хотя и с иными "политическими" последствиями, чем в прошлом. Потому что изменилась политическая структура страны. А вместе с тем изменился и международный сценарий, с которым мы сталкиваемся. Недавний опрос, проведенный компанией "Демос", дает на этот счет интересные сведения. И они не являются само собой разумеющимися.
Прежде всего, в нем подчеркивается сильный рост обеспокоенности граждан увеличением числа иммигрантов за последний год. Сегодня, по сути, квота тех, кто считает их "угрозой общественному порядку и безопасности", достигла 45%. Это самый высокий показатель с 2007 года, 16 лет назад он достигал 51%. С тех пор этот показатель резко снизился. Пока в 2012-2013 гг. он не опустился до 26%. После этого он вновь вырос примерно в 2017-18 г.г. Значительный и неслучайный сдвиг. Потому что он совпадает с предвыборной кампанией в Италии, когда "Лига" Сальвини строила свой рост и электоральный успех в основном на этой конкретной теме. Страх перед иностранцами. Вторжения. Угроза того, что вокруг другие. Хотя на самом деле за последнее десятилетие миграционные потоки имели относительное влияние. Мало того, они были в значительной степени "полезны". Потому что они отчасти отвечали на спрос на рабочую силу, который, конечно, не удовлетворялся внутренним предложением. То есть итальянцами. Кроме того, значительная квота приходила - и продолжает приходить - из стран Восточной Европы. И это было не "страшно". Сегодня, однако, число иностранцев растет. И приезжают они, прежде всего, из Африки. По данным Министерства внутренних дел, в 2023 году в страну прибыло 123 863 мигранта, тогда как за аналогичный период 2022 года - 65 517 человек. В то время как за аналогичный период 2021 года их было 41 286. То есть: одна треть.
Таким образом, причины изменения "настроений" среди итальянцев понятны и ясны. И они объясняют, почему в последний год и, тем более, в последние месяцы возникла настоятельная потребность в "закрытии" границ и рубежей. Выражают ее, по данным опроса Demos, почти две трети итальянцев. Точнее: 64%. За последний год этот показатель вырос более чем на 10%.
Интересно, однако, заметить, что социальные и политические основы этого стремления к закрытости в большинстве своем соответствуют прошлому. Дух открытости, в частности, подтверждается возрастом. Поколением. Только среди молодежи, по сути, явно преобладает убеждение, что вне всяких - понятных - чрезвычайных обстоятельств необходимо "больше открываться миру".
С другой стороны, очевидна и тесная связь между "политическими взглядами и общественным мнением". В данном случае, действительно, дистанция между правоцентристскими и левоцентристскими партиями представляется очевидной. Несколько удивительно, что избиратели Лиги сегодня выглядят - относительно - менее "закрытыми" перед лицом миграционной проблемы, чем их союзники. Тем, кто голосует за FI и, прежде всего, FdI. Но это следствие тех политических изменений, которые произошли в последние годы. Через "миграцию" более "националистического" и суверенистского компонента легистского электората в сторону FdI.
Иностранец, таким образом, всегда страшен, особенно в условиях растущей миграции и мигрантов у границ. Устойчивое и глубоко укоренившееся настроение, особенно у правых. Там, где FdI Джорджии Мелони является ведущей партией. Ведущей в правительстве и стране. Но из-за этого они рискуют оказаться главными "ответственными" за то, что происходит на наших границах.