Откуда происходят доходы итальянцев?
Откуда берутся доходы итальянцев? Мы привыкли, что в дебатах в средствах массовой информации упор делается в основном на заработную плату, то есть на оплату (зависимого) труда, но это составляет лишь часть, и даже не преобладающую часть, общего дохода итальянцев.
Жители Италии также занимаются предпринимательской деятельностью и получают прибыль, инвестируют свои сбережения в финансовые активы и таким образом получают соответствующий доход (проценты, дивиденды, прирост капитала), или просто арендуют жилье и получают соответствующую ренту. Конечно, поскольку большая часть этих доходов, которые не являются результатом трудовой деятельности, зависит от наделенности богатством, вопрос справедливости в распределении богатства также играет важную роль в определении распределения доходов, как и то, как богатство и различные доходы рассматриваются налоговыми органами.
Но прежде чем рассматривать эти последние аспекты, важно обсудить, как формируются различные доходы итальянцев и как менялся их вес с течением времени, даже по сравнению с другими европейскими странами. Отправной точкой для анализа является ВВП - чистое богатство, произведенное экономикой за год, которое по определению также равно общему доходу, распределенному между ее компонентами. Валовой внутренний продукт фактически равен совокупному доходу населения (как домохозяйств, так и компаний) и общим внутренним расходам (потребление, инвестиции и государственные расходы).
Обсерватория по государственным счетам Италии, возглавляемая Джампаоло Галли, попыталась дать внятный ответ на вопрос, проанализировав доходы, получаемые итальянскими домохозяйствами, сумев показать, как они менялись и развивались в течение последних пятидесяти лет.
В 1970-е годы более половины доходов итальянцев поступало непосредственно от трудовой деятельности. Спустя 50 лет ситуация изменилась: процент дохода от занятости увеличивался до 2000-х годов, когда его рост прекратился. Был резкий спад, но в последние несколько лет он снова начал расти, пока, однако, не достигнув уровня 70-х г.г.. Явление, которое мы только что описали, имело место и в других странах. Однако в Италии этот показатель был ниже.
Определенно выше, с другой стороны, процент самозанятых, которые составляют 19,6%: их доходы полностью включены в расчет дохода от капитала.
Доля доходов, получаемых от собственности, безусловно, важна, и с течением времени она выросла и составляет 12,7% ВВП.
Подводя итоги, исследование показало, что, по крайней мере, с 1970-х годов, вес доходов от трудовой деятельности в Италии снижался вплоть до начала нового тысячелетия. С 2000 года - по крайней мере, до сегодняшнего дня - он немного увеличился почти на три процента, с 42,7% до 45,9%. Доходы от капитала, с другой стороны, имеют зеркальную тенденцию. С середины 1980-х годов, с другой стороны, трудовые доходы составляют менее половины общего дохода, получаемого домохозяйствами в течение года.
С годами доля ВВП, приходящаяся на доходы от аренды, увеличилась. Если отнять от так называемого дохода от капитала, доход от ренты, то это означает, что их вклад со временем увеличился.
В период с 2000 по 2007 год жилищный фонд и арендная плата росли. После рецессии 2008 года стоимость жилья снизилась, но фактическая арендная плата, к которой привязана вмененная рента, продолжала расти благодаря сегментации рынков аренды и активному развитию новых договорных форм. Это, наряду со стабильностью доходов в Италии, позволило ренте на недвижимость сохранить самую высокую долю в общем доходе.
Рост стоимости доходов от аренды повлиял как на компонент вмененной ренты, так и на "эффективную ренту", т.е. на доходность инвестиций в арендованный капитал.