ОЭСР, покупательная способность итальянских зарплат падает: -7,5% в 2023 году
Отчет ОЭСР: "Италия является страной с самым резким снижением реальной заработной платы среди основных экономик ОЭСР": по состоянию на конец прошлого года ее падение составило "7% по сравнению с периодом до пандемии".
Но если в некотором смысле антилидерство, датируемое 2022 году, уже в прошлом, то тревогу вызывает текущая ситуация и перспективы на ближайшее будущее: "Снижение, - продолжает ОЭСР в своем последнем докладе о занятости, - продолжилось в первом квартале 2023 года, и в годовом исчислении оно составило 7,5%". Чтобы увидеть начало восстанавления в реальном выражении, придется подождать до следующего года: в этом году номинальная заработная плата вырастет на 3,7% при инфляции, которая, как ожидается, составит 6,4%; в 2024 году, напротив, рост заработной платы составит 3,5% при динамике цен в 3%.
Доклад ОЭСР также стал полем политической битвы: оппозиция вернулась к атаке на минимальную заработную плату. С другой стороны, выводы базирующейся в Париже международной организации свидетельствуют о большей устойчивости стран, принявших этот стандарт. Не в последнюю очередь потому, что "часто они индексируются с учетом инфляции", - поясняет Андреа Гарнеро, экономист ОЭСР и один из авторов доклада о занятости, и добавляет: "В других случаях именно правительства принимали решения о повышении минимальной заработной платы, чтобы противостоять росту инфляции. Так, Германия повысила минимальную заработную плату до 12 евро в час".
Что касается того, почему Италия всегда испытывает трудности, то у Гарнеро есть четкие представления. Начиная с ограничений коллективных переговоров, "которые с задержкой реагируют на инфляцию". С другой стороны, достаточно вспомнить, что срок действия 50% контрактов истек уже более двух лет назад, а в торговле - одной из самых важных по количеству работников - с 2019 года. "В Италии, - продолжает экономист, - они должны продлеваться каждые три года, во Франции - каждый год, а в Германии - каждые два. Это объясняет, почему реальная заработная плата у нас зачастую слабее".
К этому добавляется тот факт, что Италия никогда не останавливается: "За рубежом, от Великобритании до Норвегии и Франции, профсоюзы и рабочие проводят многодневные мобилизации, чтобы добиться продления контрактов". Это говорит о том, что самостоятельные всеобщие забастовки практически бесполезны, в то время как другие страны способны скрестить руки на три-четыре дня, чтобы заставить компании и правительства сесть за стол переговоров.
Кроме того, присутствует 20-летняя стагнация ВВП: "Если экономика не растет, зарплата остается на месте".
Между тем, ISTAT отмечает улучшение покупательной способности населения, которая выросла на 3,1% по сравнению с первым кварталом благодаря "резкому замедлению динамики цен". Промышленное производство также продемонстрировало хорошие результаты, вернувшись в мае к росту после четырех последовательных спадов и увеличившись на 1,6% по сравнению с апрелем.
В представленном докладе ОЭСР прежде всего отметила, что уровень безработицы "никогда не был таким низким" с начала 1970-х годов. "Рынки труда продемонстрировали удивительную устойчивость в течение последнего года и остаются устойчивыми, несмотря на то, что высокая инфляция и рост стоимости жизни подорвали реальные доходы населения", - заявил генеральный секретарь ОЭСР Матиас Корманн.
В Италии, согласно отчету, число безработных "снизилось до 7,6%, что на два процента ниже, чем до Covid-19, но все еще значительно превышает средний показатель по ОЭСР, составляющий 4,8%".