Криптовалюты работают, но больше не являются "tax-free" в Италии
Правительство Мелони облагает доход от криптовалют налогом в размере 26%.
Судя по двузначным показателям, которых они достигли с начала года, для криптовалют, похоже, началась новая весна. Если упомянуть только две первые по капитализации криптовалюты, биткоин и эфир (токен сети Ethereum), то доходность 2023 года составляет +80% и +60% соответственно (данные обновлены 12 апреля). Но с этого года прирост капитала, полученный от прямых инвестиций в криптовалюты (через брокера или биржу), больше не будет свободным от налогов. Закон о бюджете на 2023 год, утвержденный 29 декабря 2022 года, в пункте 126 фактически установил, что "прирост капитала и другие доходы, полученные в результате выкупа или отчуждения за вознаграждение, обмена или хранения криптоактивов, как бы они ни были выражены", будут облагаться налогом в размере 26%, наравне с другими различными доходами. Налог, который будет распространяться на все криптоактивы (т.е. помимо валютных токенов также токены полезности и Nfts), будет применяться только к приросту капитала, превышающему 2 000 евро.
Что изменилось
До 31 декабря 2022 года на криптовалюты распространялись правила налогообложения иностранных валют, и, таким образом, прирост капитала не считался доходом, если только сумма владения не превышала 51 645,69 евро в течение как минимум семи непрерывных рабочих дней. С января этого года все изменилось, и сегодня криптовалюты приравнены к реальным финансовым активам, поэтому любой прирост капитала, если он превышает 2 000 евро, будет облагаться налогом в размере 26%, как и все финансовые инструменты, за исключением государственных облигаций. Операции с криптовалютами будут облагаться налогом только в том случае, если сама криптовалюта конвертируется в евро, доллар или другое законное платежное средство. С другой стороны, "обмен между криптоактивами, имеющими одинаковые характеристики и функции", не является событием, имеющим отношение к налогообложению. Кроме того, 26-процентный налог распространяется и на доход от владения криптоактивами, например, на доход от операций со ставками. "Инициатива законодателя вносит ясность в техническую и важную тему и привлекает внимание к феномену криптоактивов, который до сих пор остается уделом немногих, - комментирует Джанлуиджи Гуида, генеральный директор Binance Italy, - Однако без доработки это законодательство будет сложно применить на практике и оно откроет дверь для споров с риском получить эффект, противоположный тому, на который рассчитывали".
Еще один аспект, который необходимо прояснить, - это природа порога в 2 000, т.е. является ли он вычетом или условием. Судя по тому, как написано правило, это условие: "Следовательно, в случае получения дохода на общую сумму более 2 000 евро, налогом должны облагаться все доходы, а не только сумма, превышающая 2 000 евро", - объясняет Франческо Авелла, партнер Studio Avella e Associati. Это можно понять из буквального смысла правила ("прирост капитала и другие доходы ... не менее 2 000 евро за налоговый период"), которое не предоставляет общего освобождения до 2 000 евро, а устанавливает количественный критерий, который влечет за собой, в случае превышения, налогообложение всех полученных доходов, а в случае не превышения - их необложение налогом".
Закон о бюджете 2023 также вводит амнистию для тех, кто в предыдущие годы не декларировал владение криптовалютами, в размере "налога" в 0,5 процента за каждый год пропущенного декларирования. Но эти 0,5 процента рассчитываются от чего? По стоимости на конец каждого года или по стоимости на дату подачи заявления на эмерджентность? А те, кто купил биткоины в феврале 2021 года, а затем перепродал их в ноябре 2021 года, что им делать? Кроме того, остается неясным, нужно ли декларировать криптовалюты, хранящиеся у итальянского брокера и работающие на территории Италии. По мнению некоторых, они не являются активами, хранящимися за границей, и поэтому не подлежат декларированию, а значит, не будет и нарушения, которое необходимо устранить.
Закон о бюджете также предусматривает, что VASPs (поставщики услуг виртуальных активов), то есть операторы, предлагающие услуги на виртуальных валютах, могут напрямую применять 26% налог на прирост капитала, освобождая тем самым налогоплательщиков. Однако правило не предусматривает переходного периода. И немедленное внедрение невозможно для VASP. Им нужно время, чтобы адаптировать свои внутренние системы к новым требованиям.