Каждый десятый житель Ломбардии - иностранец
В Ломбардии проживает 1,23 миллиона человек иностранного происхождения, 12,3% от общего населения региона.
Такие данные были представлены 4 ноября в девятом ежегодном докладе Idos, подготовленном в сотрудничестве с профсоюзами CGIL и CISL. Доклад не только сообщает цифры, но и разрушает мифы: он опровергает тезис об «иммигрантской угрозе» или «нашествии», показывая, что рост численности мигрантов составил всего 2,3% за год. Ни волны, ни прилива — лишь устойчивое, «структурное» присутствие.
Однако ключевой момент отчета — не рост абсолютного числа, а качество этого присутствия: подавляющее большинство иммигрантов в регионе работают, платят налоги, растят детей, интегрируются… но остаются на нижних ступенях социальной, экономической и правовой лестницы.
Работа есть — равенства нет
По официальным данным, в Ломбардии занято более 600 тысяч трудовых мигрантов, среди которых 41,5% — женщины, а общий уровень занятости составляет 65% — даже выше, чем средний по стране. Впечатляющий показатель, особенно в условиях экономической нестабильности.
Больше двух третей этих людей заняты в секторе услуг, ещё почти треть — в промышленности. Однако большинство работают на низкоквалифицированных, плохо оплачиваемых должностях. Их средний доход — 15 901 евро, что почти на 10 тысяч евро меньше, чем у работников с итальянским гражданством (25 259 евро в год). Разрыв, который растёт год от года.
Тем не менее, иммигранты вносит значительный вклад в экономику региона не только в роли работников, но и как предприниматели — ими управляются более 131 тысячи предприятий, то есть 14% от общего их числа в Ломбардии. За последние 10 лет, согласно докладу, это число выросло на 32,5%. Но даже такой рост не сопровождается достаточной поддержкой и признанием.
География происхождения и регионы присутствия
Наиболее густонаселённой иностранцами провинцией остается Милан, где проживают около 495 тысяч человек иностранного происхождения, — это 15,3% от всего населения провинции. За Миланом следуют Брешия (155 тыс.), Бергамо (126 тыс.), Мантуя (14%), Лоди (13%), Павия (12,7%).
Самые крупные общины в регионе — румыны, египтяне, марокканцы, албанцы и китайцы. К этим традиционно проживающим группам присоединились и украинцы, прибывшие в связи с войной: свыше 64 тысяч человек, ставших частью региональной демографии буквально за два года.
Президент организации Anolf Lombardia Маурицио Бове прокомментировал ситуацию в жестких, но точных выражениях:
"Италия остро нуждается в молодежи и рабочей силе, чтобы компенсировать демографический спад и старение населения. Но вместо того чтобы управлять этим процессом, мы закрываем границы и усложняем въезд по трудовым каналам, препятствуя легальной иммиграции".
Жизнь «на втором плане» — и без перспектив гражданства
Сотни тысяч иностранцев, родившихся или проведших большую часть жизни в Италии, всё ещё не имеют доступа к гражданству, несмотря на налоговые, трудовые и общественные обязательства, которые они исполняют ежедневно. Доклад акцентирует внимание на этом как на ключевом узле социальной несправедливости, который воспроизводит неравенство из поколения в поколение — сегодня дети мигрантов учатся вместе со сверстниками, но по-прежнему остаются "гостями государства", как и их родители.