Издание "The Times" объявляет войну итальянскому панеттоне
"Больше никакого панеттоне! Слишком сладкий, тяжелый и калорийный. Годится только для рождественских сувениров в итальянском стиле". Жесткая атака на самый известный и традиционный итальянский рождественский пирог. Но если вы думаете, что это дело рук кондитеров из Вероны, заядлых сторонников пандоро, то вы ошибаетесь.
Это сказал, а точнее, написал, не кто иной, как кулинарный критик Times. Тони Тернбулл, редактор отдела питания самой престижной из ежедневных лондонских газет, обрушился на итальянский десерт со свирепостью, которая, по меньшей мере, странна, но, прежде всего, явно подозрительна, не в последнюю очередь потому, что сочетается с упорной защитой классического рождественского пудинга, который в английской традиции представляет собой единственное достойное завершение рождественского обеда.
Панеттоне, - пишет лондонский критик под заголовком "Почему я ненавижу панеттоне", - калорийный, тяжелый, сладкий и даже "опасный". Однако, - поясняет он, - он хорошо упакован, поэтому идеально подходит для подарка коллеге или няне, которые, в свою очередь, передарят его кому-нибудь еще, в своего рода игре "горячая картошка"".
Завершая свою язвительную антипанеттоновскую тираду, Тернбулл добавляет, что единственный способ использовать миланский пирог - это сделать из него гигантский пудинг с добавлением масла. И вот тут мы подходим к пудингу и истинной причине появления статьи. Всего за несколько дней до этого все газеты Великобритании сообщали о том, что в Англии началась своего рода панеттоне-мания. Успех, который начался еще несколько лет назад, но сейчас достиг небывалых высот продаж и цен. Настолько, что сеть супермаркетов Waitrose недавно сообщила, что продажи во всем Соединенном Королевстве выросли на 24%. Эти данные также подтвердил универмаг Selfridges.
Одним словом, газеты и телевизионные репортажи свидетельствуют о повальном увлечении британцев панеттоне во всех его проявлениях: от самого традиционного до всевозможных вариантов начинки, не забывая о пикантных вариантах для аперитивов и закусок. Однако, несомненно, именно успех сладкого панеттоне, символа рождественских праздников, привел в движение яростную реакцию мистера Тернбулла. На самом деле, успех итальянского продукта во многих кругах преподносится как оглушительное поражение рождественского пудинга.
И вот "пищевой редактор" первым вышел на поле боя, чтобы оспорить данные, предоставленные торговцами, газетами, журналами и телевидением. "Невозможно провести сравнение между распространением этих двух сладостей в английских семьях по одной простой причине: панеттоне можно только купить, а пудинг можно приготовить дома. Поэтому невозможно подсчитать, сколько подданных Ее Величества празднуют Рождество, с удовольствием поглощая домашний пудинг". "Поэтому, - признается он, - я подозреваю (и надеюсь), что цифры не говорят всей истории" и оставляют много места для самой традиционной из британских рождественских сладостей - рождественского пудинга.
Но что это такое? Для приготовления пудинга вам понадобятся яйца, миндаль, цукаты, сахар, патока, ром и различные специи. Обычно его подают с фламбе и украшают веточкой остролиста, и, как мы уже говорили, это главный английский рождественский десерт, популярный не только в Великобритании, но и в Ирландии.
Гораздо сложнее повторить рецепт панеттоне, который от своих древних миланских истоков распространился по всей Италии в бесконечной и фантазийной череде вариаций. От самых простых, с исключением цукатов или изюма, до самых сложных и порой торжественных начинок.
История гласит, что первое упоминание о панеттоне встречается в документе 1470 года, в котором Джорджио Валагусса, воспитатель семьи Сфорца, рассказывает о так называемом "обряде чокко": на Рождество на огонь клали большое деревянное полено, а затем все обедающие ели ломти пшеничного хлеба. Это был исключительный случай, потому что пекарям, за исключением тех, кто пек для знати, запрещалось использовать пшеничную муку, предназначенную для дворян и богачей. Однако миланские гильдии решили, что на Рождество все должны есть один и тот же хлеб, называемый "Pan de Sciori" или "Pan de Ton", то есть хлеб господ, роскошь, в который добавляли сахар, масло и яйца.
Первый настоящий рецепт датируется 1549 годом, когда феррарский повар Кристофоро ди Мессисбуго перечисляет ингредиенты для типичного миланского пирога: мука, масло, сахар, яйца, молоко и розовая вода, тесто должно хорошо подняться и иметь круглую форму. Первое официальное определение панеттоне датируется 1606 годом, когда в миланско-итальянском словаре термин "панатон" был переведен как "большой хлеб, приготовленный к Рождеству".
Наконец, панеттоне, как мы понимаем его сегодня, официально появился на свет в 1919 году благодаря предпринимательской изобретательности Анджело Мотты. Но помимо истории есть еще и легенда. А легенда гласит, что в 1495 году повар Людовико иль Моро пришел в отчаяние от того, что сжег рождественский пирог. И тут ему на помощь приходит его ученик Тони, который, прихватив с собой буханку дрожжей, готовит удивительный пирог: "pan del Toni", который пользуется большим успехом при дворе и вскоре становится традицией для всего города. Одним словом, пирог с богатым вкусом и ароматом, а также историей и фантазией.
Неизвестно, знал ли обо всем этом редактор отдела питания Times и думал ли он об этом, прежде чем написать свою статью. Возможно, ему не помешало бы немного пересмотреть свою писанину. В любом случае, под Рождество никому нельзя отказывать в исполнении желаний. Даже мистеру Тернбуллу.