Итальянских экспатов в три раза больше, чем сообщает официальная статистика
Исследование проливает свет на это явление и его последствия для экономики и государственного долга
Многие молодые итальянцы уезжают за границу. На учебу и на работу. Это следствие структурных проблем итальянской экономической и социальной культуры, выражающихся в отсутствии адекватного предложения возможностей, а также заработной платы. В демографической истории объединенной Италии эмиграция была постоянной, скорее правилом, чем исключением: в далекие годы волны людей, отправлявшихся искать свою судьбу за границей, были массовыми, недавняя волна миграции молодежи кажется меньшей по размерам, чем предыдущие. Но на самом деле реальные цифры гораздо больше, причем потоки даже в три раза превышают официально зарегистрированные.
Исследование "Lies, Damned Lies, and Statistics: исследование для понимания реальных размеров диаспоры молодых итальянцев", проведенное Фондом NordEst и организацией "Talented Italians in Uk", авторами которого являются Людовико Латмираль, Лука Паолацци и Брунелло Роза, представленное на днях на 64-й ежегодной конференции Итальянской экономической ассоциации в Аквиле, проливает свет на это явление и показывает, что последняя волна миграции сопоставима по размерам с предыдущими, оказывая очень важное влияние на потенциал роста итальянской экономики, а значит, и на устойчивость государственного долга.
Во втором десятилетии 2000-х годов эмиграция из Италии вновь началась и постепенно стала более значительной. Этот поток характеризуется молодым возрастом (20-34 года), что не является исторической новинкой, и более высоким уровнем образования. Абсолютные цифры, - отмечается в докладе, - на первый взгляд, гораздо ниже, чем у трех великих эмиграций прошлого. Согласно данным Istat, за одиннадцать лет 2011-2021 гг. 451 585 молодых итальянцев в возрасте 18-34 лет переехали за границу, а 134 543 молодых человека из-за рубежа переехали в Италию. В целом 317 042 молодых человека покинули Италию (миграционное сальдо). из почти 600 тыс. человек из общего миграционного баланса итальянцев за тот же период. Это составляет одну треть от 1,8 млн. человек в 1951-61 и 1919-1930 годах и 5,2 млн. человек в 1904-14 годах. Статистика привела к тому, что новому этапу явления не придается демографического значения. Напротив, как среди специалистов в этой области, так и в итальянском обществе и политическом мире (последний сосредоточен на проблеме нелегальной иммиграции) преобладает мнение, что речь идет о физиологическом движении, связанном с европейской интеграцией.
Однако дело обстоит иначе: многие молодые люди не регистрируются в системе Aire, а значит, это явление остается недооцененным. Реальная численность потока в период 2011-2021 гг. сосатвляет почти 1,3 млн. человек, как в 1950-е годы, что приведет к "издержкам" в виде потерянного человеческого капитала, оцениваемым в 38 млрд. евро. Это явление имеет тяжелые последствия для демографической динамики, и в докладе используется сильный образный ряд: "Печальнее всего, что массовый отъезд молодежи из Италии происходит, когда началось демографическое оледенение. Именно оледенение, а не зима".