Италия в нижней части рейтинга европейских зарплат: виноваты не прибыли, а производительность труда
В последние недели активно обсуждалась публикация данных ОЭСР, согласно которым Италия занимает последнее место в Еврозоне по темпам роста реальной средней заработной платы (т.е. за вычетом инфляции потребительских цен) с 1990 по 2020 гг.
Издание "La Repubblica" в ответ публикует анализ на корпоративные прибыли, сравнивая: (валовое) вознаграждение сотрудников и валовой операционный доход компаний (ВОД), который используется в качестве меры прибыли (он определяется как разница между выручкой и операционными расходами, включая персонал).
Обе переменные рассматриваются в реальном выражении (с использованием индекса потребительских цен). Кроме того, чтобы получить оценку с точки зрения показателей на душу населения, они делятся на количество сотрудников. Наконец, из-за отсутствия данных (в 2021 году и до 1997 года для некоторых стран) и чтобы исключить влияние пандемического кризиса, рассматривается период 1997-2019 годов[2].
За этот период средняя реальная заработная плата в Италии снизилась на 6%, поставив ее на предпоследнее место в рейтинге стран Еврозоны, опережая Грецию (-18%) и отставая от Испании (-2%) (рис.1). Странами с самым высоким ростом были страны Балтии (Литва, Латвия и Эстония) и Словакия, которые, однако, начинали с гораздо более низкого уровня, чем страны Западной Европы. Однако заработная плата росла и в крупных западноевропейских странах, таких как Франция (+17%) и Германия (+10%).
За тот же период прибыль (на одного работника и в реальном выражении) в Италии показала нулевой рост (рис. 2). Рейтинг прибыли в Еврозоне повторяет рейтинг заработной платы, за исключением Португалии, Ирландии и Испании, где прибыль выросла намного больше, чем заработная плата (рис. 3).
О чем говорит нам сравнение между крупными европейскими странами?
Заработная плата и прибыль компаний по отношению к работникам выросла во Франции и Германии, где производительность труда (ВВП на одного работника) со временем увеличилась (рис. 4). Разница в том, что если во Франции обе переменные двигались в соответствии с производительностью, то в Германии корпоративные прибыли росли быстрее, чем зарплаты. Напротив, зарплаты падают (а прибыли стагнируют) в Италии, где производительность находится в состоянии застоя.
С 2008-09 годов Испания представляет собой особый случай: производительность труда в стране выросла, хотя и незначительно, после финансового кризиса, но за тот же период корпоративные прибыли резко выросли, а зарплаты упали[3].
По сути, с 1997 по 2019 год, в отличие от Германии и Франции, в Италии не было создано никакого богатства для распределения между компаниями и рабочими. С другой стороны, в Испании повышение производительности труда, похоже, пошло на пользу компаниям только за счет увеличения прибыли.
Однако следует учитывать, что это средние значения, поэтому в Италии могут быть сектора, где производительность и заработная плата выросли больше, или сектора, где компании увеличили прибыль за счет заработной платы.
[2] Данные, представленные итальянскими СМИ по заработной плате (см. предыдущую сноску), не были однородными по рассматриваемому периоду времени. Например, данные по нескольким странам начинаются с 1995 года.
[3] Увеличение корпоративных прибылей в Испании, однако, менее выражено, чем показано на рис. 4, если в качестве базового года взять 1996 год, а не 1997, поскольку в 1997 году ВОД на одного работника снизился на 7,4%. Однако даже при изменении базового года наблюдается значительный рост прибыли с 2007 года: это объясняется как устойчивым ростом прибыли, так и эффектом знаменателя, поскольку число работников сократилось после финансового кризиса. Этого нельзя сказать о других рассматриваемых странах.