Италия регистрирует падение доходов на душу населения между инфляцией и истечением срока действия коллективных договоров
При сравнении доходов на душу населения итальянских домохозяйств с доходами в странах ОЭСР выясняется, что если во втором квартале 2023 г. в Италии было зафиксировано падение на 0,3%, то в среднем по странам этой организации рост составил 0,5%.
Среди множества вариантов решения этой проблемы в Италии вновь всплывает автоматическая корректировка заработной платы в соответствии с потребительскими ценами - старая система "эскалатора", от которой отказались более тридцати лет назад. Свой вклад в понимание того, что же на самом деле тормозит рост доходов итальянцев и что работает в других странах, вносит анализ юридической фирмы Daverio&Florio, специализирующейся в области трудового права и социального обеспечения и являющейся одним из основателей международной сети специалистов в этой области Innanagard.
Согласно проведенному анализу, не модель автоматической индексации заработной платы на уровень инфляции способствует увеличению доходов, поскольку в настоящее время она используется только в Люксембурге и в Бельгии. В большинстве же стран решение о корректировке заработной платы принимается в результате свободных переговоров с работодателем, переговоров профсоюзов, правительства или, как в Италии, коллективных договоров. И здесь для страны возникает проблема, или, по крайней мере, ее важная часть. Из 977 коллективных договоров, относящихся к частному сектору, которые были поданы в Cnel 1 сентября 2023 года, 557, или 57% от общего числа, просрочены в среднем более чем на четыре года. Это означает, что более 7,4 млн. работников ожидают продления договора.
Социальные партнеры на любом уровне при продлении коллективных договоров играют основополагающую роль не только в обеспечении минимальной заработной платы для семей и корректировке оплаты труда в зависимости от стоимости жизни, но и в предложении эффективных решений, идущих в ногу со временем, - комментирует Симоне Бруса, юрист Daverio & Florio, - В последние годы компании и работники осознали ценность новых инструментов и льгот, которые выходят за рамки классической заработной платы. Это и экономические решения, например, отчисления в фонды здравоохранения, и организационные, например, гибкость в работе. Таким образом, продление контрактов может удовлетворить как потребности предпринимателей, которые хотели бы повысить производительность труда и чувство принадлежности к компании, так и потребности работников, на которых постоянно давит рост и семейные обязательства, особенно в крупных городах".
Действительно, автоматическая индексация, особенно в период высокой инфляции, оказалась панацеей для работников Люксембурга и Бельгии, где рост реальной заработной платы работников (+2,9%) значительно выше, чем в среднем по ОЭСР, однако в других странах автоматическая индексация существует только в том случае, если она предусмотрена коллективным договором для данной категории. Как, например, в Нидерландах, где работодатель не обязан ежегодно индексировать заработную плату, а переговоры об уровне оплаты труда носят в основном свободный характер. Здесь обязанность по индексации существует только в том случае, если она включена в трудовой договор или коллективный договор, либо если существует сложившаяся практика, дающая работнику так называемое "наделенное право" на индексацию.
В Великобритании также не существует автоматической корректировки заработной платы с учетом инфляции, поэтому работникам приходится договариваться с работодателем о повышении заработной платы. Однако существует национальный прожиточный минимум (для лиц в возрасте 23 лет и старше) и национальный минимальный размер оплаты труда (для лиц не моложе школьного возраста), которые ежегодно устанавливаются правительством на основе данных о состоянии экономики, стоимости жизни и уровня заработной платы. В Германии, где существуют коллективные договоры, профсоюзы обязаны вести переговоры о повышении заработной платы, в противном случае повышение заработной платы оговаривается индивидуально или предоставляется работодателем. Решение о повышении установленного законом минимального размера оплаты труда принимает комиссия, состоящая из членов социальных партнеров, имеющих право голоса, и двух академических консультантов, не имеющих права голоса.