Италия отстает по гендерному разрыву в оплате труда, равная оплата труда женщин и мужчина остается миражом
Исследование: как будто итальянские работницы начинают получать зарплату с февраля, регулярно работая с 1 января.
Гендерный разрыв в оплате труда в итальянских компаниях - вопрос, который все чаще оказывается в центре внимания. Компания Lhh - уникальный и глобальный поставщик комплексных кадровых решений, - совместно с JobPricing Observatory и Idem | Mind the gap подготовила анализ по этому вопросу.
Среди многочисленных выводов следует отметить, что за последние тридцать лет женщины добились значительного прогресса в плане участия на рынке труда, но путь еще долог, а до достижения зарплатного равенства еще далеко. Достаточно сказать, что итальянские работницы как будто начинают получать зарплату с февраля, хотя регулярно работают с 1 января.
В 2022 году занятость женщин снова выросла и составила более 51 % по сравнению с 69 % для мужчин. Увеличение числа женщин, поступающих на работу, также отражается в снижении уровня безработицы до 9,5 % для женщин и 7 % для мужчин. Увеличение экономической активности женщин в сфере занятости, однако, не устраняет явного гендерного разрыва, поскольку меньшее число женщин трудоустроены, они находят меньше работы и, как правило, менее заинтересованы в трудоустройстве или, будучи обескураженными трудностями поиска работы, отказываются от нее легче, чем мужчины. Однако это соображение относится не ко всем: если судить по уровню образования, то женщин с высшим образованием трудоустроено больше, чем мужчин.
Различия также ощущаются и в оплате труда. Обсерватория JobPricing, занимающаяся мониторингом зарплат в частном секторе (за исключением частного здравоохранения и образования), зафиксировала разрыв в оплате труда, рассчитанный на основе ежегодного дохода при полной занятости, на уровне 8,7 % в 2022 году, который увеличивается до 9,6 %, если рассматривать годовую зарплату, включая переменные надбавки. В денежном выражении это означает разрыв в размере около 3 000 евро. Анализируя динамику разрыва в оплате труда с 2014 года по настоящее время, можно отметить, что наметилась тенденция к улучшению разрыва в оплате труда, однако ситуация еще далека от разрешения.
Если рассматривать общий гендерный разрыв в заработках, то есть разницу между средней годовой зарплатой, получаемой женщинами и мужчинами, то в Италии он составляет 43%, что ставит страну на четвертое место среди стран с самым высоким разрывом в Европе после Нидерландов, Австрии и Швейцарии. Согласно результатам исследования, женщины составляют меньшинство на руководящих и исполнительных должностях. Диспропорция наиболее очевидна в частном секторе (руководители: 83% мужчин, 17% женщин; менеджеры среднего звена: 69% мужчин, 31% женщин), в то время как если посмотреть на показатели рынка в целом, то ситуация лучше: в государственном секторе разрыв хотя и присутствует, но менее выражен (руководители: 67% мужчин, 33% женщин; менеджеры среднего звена: 55% мужчин, 45% женщин).
В частном секторе наибольшее число женщин-управленцев (руководителей и менеджеров среднего звена) приходится на такие функции, как аудит, соблюдение нормативных требований и управление рисками (женщины-управленцы: 2,2 % и менеджеры среднего звена - 27,3 %), юридическая сфера (женщины-управленцы: 1,8 % и 11,8 % менеджеров среднего звена), техническая сфера и исследования и разработки (женщины-управленцы: 0,9 % и менеджеры среднего звена - 10,6 %), человеческие ресурсы и организация (женщины-управленцы: 1,4 % и 9,8 % менеджеров среднего звена), маркетинг и коммуникации (женщины-управленцы: 1,1 % и менеджеры среднего звена - 9,6 %). Кроме того, стоит отметить, что среди компаний, зарегистрированных на бирже, женщины-директора составляют всего 2 % от общего числа (3,3 % в 2013 году) и только 3,8 % среди тех, кто занимает должность председателя совета директоров (2,9 % в 2013 году). Таким образом, видно, что на руководящих должностях ситуация за последнее десятилетие практически не изменилась.
Наличие "хрустального потолка" (т. е. фактическая сложность в доступе к полноценному карьерному росту до самого верха), который не позволяет женщинам добиться успеха на действительно важных и высших должностях в организациях, или "липкого пола" (т. е. длительного пребывания на низших должностях в организациях), который блокирует их непосредственно на второстепенных позициях, также очевидно на высших уровнях итальянских компаний.