Istat: "При 400 000 рождениях в год Италия станет страной с 30 миллионами жителей"
Джан Карло Бланжардо, президент Национального института статистики, об общем старении населения Италии.
Число людей, родившихся в Италии в 2021 году, впервые в истории опустится ниже отметки в 400 000 человек. Это (очередной) фрагмент в тенденции демографического спада в стране, явление хорошо известное, которое, однако, не является необратимым.
Джан Карло Бланжардо, президент ISTAT, однозначен: "Политическая и экономическая система должна двигаться вовремя, иначе перспектива для Италии - это не только общее старение населения, о котором много говорят, но и серьезный риск для нашей экономики".
В беседе с Il Sole 24 Ore Бланжардо - заслуженный профессор демографии и глава Национального института статистики с 2019 года - обрисовал структурные узлы рождаемости, представив картину, не оставляющую сомнений в актуальности проблемы, которая, конечно, не может быть решена одним декретом-законом, и именно по этой причине всегда откладывается на потом, как и все долгосрочные политики, не приносящие немедленных результатов.
В 2021 году негативная тенденция сохраняется
"Число новых рождений в Италии с 2014 года резко сокращается. В 2020 году, ужасном году пандемии, оно составило 404 000, а 2021 год, по моим оценкам, закончится в диапазоне 385-395 000 рождений. Такая тенденция наблюдалась уже давно, но дальнейшее снижение можно назвать эффектом второй волны пандемии в октябре-ноябре прошлого года".
Численность населения Италии уже в течение двух лет опускается ниже отметки в 60 миллионов человек, и сейчас, если показатели будут продолжать расти такими темпами, оно стремительно приближается к 59 миллионам. "С течением времени население теряет свою первоначальную физиономию: учитывая продолжительность жизни при рождении около 80 лет, 400 000 рождений совместимы с населением, которое в долгосрочной перспективе остановится на отметке чуть более 30 миллионов, а не 59, как сейчас".
Такова перспектива, если не будут приняты серьезные меры государственной политики. Но не только это. Есть очень доходчивые экономические соображения, действительно не обнадеживающие. Мы должны начать с расчета, который лежит в основе всего: ВВП - упрощение уравнения, которое является ежедневным явлением в Istat - измеряется путем сопоставления производительности, занятости, участия на рынке труда, демографической структуры и численности населения.
Бланджардо предлагает моделирование: если предположить, что между 2020 и 2040 годами население сократится примерно на четыре миллиона человек, что не является надуманным прогнозом, учитывая цифры, которые мы имеем каждый год, то ВВП сократится на 6,9%. Если представить, что численность населения трудоспособного возраста также сократится - при тех же общих условиях для других компонентов, включая производительность труда, - то падение ВВП составит -18,6%. "Можно сказать, что это порождает парадокс: увеличение средней продолжительности жизни приносит все меньше и меньше положительных моментов для всех нас вместе".
Короче говоря, данные говорят о том, что тенденция порождает демографический "скачок", которому суждено длиться долго, если тенденция не будет обращена вспять. "Страна-система должна учитывать, что демография движется медленно, и это позволяет познавать явления во времени. Мы не обнаруживаем этот процесс сейчас, и поэтому необходимо действовать". Этот вопрос рассматривался, в частности, на конференции Stati Generali sulla Natalità в мае прошлого года, где выступали Папа Римский и премьер-министр Марио Драги, и где Бланджардо произнес вступительную речь.
"Нам необходимо оживить производство человеческого капитала. Причины падения рождаемости хорошо известны: нет адекватных структур, нет благоприятной среды для тех, у кого есть дети. Именно так было во многих европейских странах, например, в Германии, которые провели политику, обратившую эту тенденцию вспять. Вмешательства должны носить не социальный, а демографический характер. И в этом смысле универсальное единое пособие идет в правильном направлении, и его не следует сокращать".
Другим важным моментом являются структуры: "Один из способов - это более активное вовлечение делового мира. Не только государство должно двигаться, я думаю, что мы должны думать в терминах благосостояния общества. Другой элемент - иммиграция, "которая должна быть регулируемой и доброжелательной, а также функциональной для страны-системы".