Инфляция, стагнация зарплат и падение потребления: экономика Италии тормозит больше, чем ожидалось
Снижение валового внутреннего продукта было вызвано падением спроса и замедлением потребления домохозяйств. Италия выходит из второго квартала с замедляющейся экономикой, которая демонстрирует растущий разрыв в покупательной способности между высокодоходными и малообеспеченными слоями населения. Сильное влияние оказывают такие факторы, как инфляция и не успевающая за ней заработная плата.
Что же привело к замедлению темпов роста экономики во втором квартале 2023 года?
"Первоначальный ключ к разгадке дают данные о спаде в промышленности, причем настолько, что мы можем сказать, - поясняет Феделе Де Новеллис, экономист и партнер Ref Ricerche, - что итальянская промышленность находится в состоянии рецессии. К этому фактору слабости добавляется падение объемов строительства на 3,2%, которое обусловлено как замедлением всей цепочки поставок, так и климатическими факторами". Достаточно вспомнить, отмечает де Новеллис, например, наводнение в Эмилии-Романье, которое на несколько недель застопорило местную экономику. "Этот спад в итальянской промышленности негативно сказывается на ВВП. Добавьте к этому тот факт, что сектор услуг уже не работает так хорошо, как в последние месяцы: толчок от возобновления работы после пандемии уже исчерпан. Семьи в основном реже, чем в 2022 году, ходят в кино, на отдых, в театр или на стадион, что негативно сказывается на росте".
Во втором квартале спрос домохозяйств на услуги сохраняется, в то время как спрос на товары длительного и полудлительного пользования демонстрирует отрицательную динамику, причем его падение значительно. "Наиболее тревожный аспект, - отмечает Де Новеллис, - связан с падением спроса на продовольственные товары, что ведет к снижению потребления".
Рост услуг на фоне падения потребления товаров длительного пользования свидетельствует о том, что экономическая ситуация в большей степени затрагивает малообеспеченные слои населения. Инфляция за последний год особенно сильно затронула продовольственные и энергетические товары. Продовольствие и счета, отмечает экономист, относятся к основным видам потребления и поэтому занимают более значительное место в структуре потребления населения с низкими доходами.
За последний год рост инфляции сильнее ударил по тем, кто имеет низкие доходы, что привело к возникновению разрыва: цены на товары, покупаемые представителями низших слоев населения, выросли больше, чем на товары, покупаемые богатыми. При таком сценарии "те, у кого высокие доходы, имеют сбережения и могут справиться с неблагоприятной экономической ситуацией, сохранив спрос неизменным". Иное состояние, отмечает де Новеллис, у тех, кто имеет низкие доходы и не имеет "адекватного запаса сбережений", в результате чего они склонны снижать спрос.
Насколько нынешний сценарий осложняет путь правительства к принятию закона о бюджете?
Сложнее некуда, но отчасти само правительство усложняет себе жизнь предвыборными обещаниями, которые, как признает де Новеллис, обязывают исполнительную власть изыскивать ресурсы на меры по снижению налогов и реформированию пенсионной системы. Стоит напомнить, что "финансово-экономический документ, подготовленный весной Министерством экономики, обрисовывал солидную картину с улучшающейся тенденцией дефицита". Экономисты и статистики сейчас заняты оценкой того, как закончится третий квартал и какой вклад внес летний сезон в потребление и внутренний спрос. Некоторые признаки уже налицо: снижение уровня туризма, особенно на некоторых морских курортах. Первые оценки, говорит де Новеллис, позволяют говорить о сценарии нулевого роста. Если бы эти данные подтвердились, то сценарий роста на текущий год был бы обозначен на уровне 0,7%, что соответствует темпам роста на данный момент и подтверждено Istat в последние часы.