Формула-1, костюмы гонщиков (родом из Пьемонта) весом всего 600 граммов: секреты Sparco
Каков вес безопасности на скорости 330 км/ч? Всего 600 граммов, даже меньше. Вероятно, в мире нет другой такой плотно прилегающей и практически невесомой одежды, которая может выдержать огонь в течение более 12 секунд и экстремальные нагрузки. Если вы спросите гонщиков Формулы-1, они все это подтвердят, ведь они надевают "рабочий" костюм каждые выходные на гонки - это ритуал, требующий спокойствия и даже помощи помощника.
Костюм Ландо Норриса, молодого таланта McLaren, родом из Пьемонта, и за ним стоит долгая история исследований в области ультратонких материалов и техники пошива. Все костюмы должны сначала пройти строгие испытания Международной автомобильной федерации, органа, который разрабатывает правила Формулы-1.
Компания "Спарко", чье "сердце" находится в Вольпиано, в районе Турина, начала работать там 45 лет назад. Не случайно в этот период: шок, последовавший за ужасными авариями, такими как пожар, в котором выжил Ники Лауда на Нюрбургринге в 1976 году, заставил гоночный мир серьезно отнестись к вопросу безопасности, до этого момента к нему относились с фатализмом, смирением и цинизмом. Эволюция происходила непрерывно, особенно в последний период. До 2010 года гоночные костюмы весили 1,2 кг и были довольно неудобными. За короткое время "SparcoЩ расширила бизнес, включив в него ремни безопасности, перчатки, рулевые колеса, автомобильные аксессуары. Штат сотрудников вырос до 1 600 человек.
Альдино Беллаццини возглавил компанию в 2009 году, после карьеры, начавшейся в Olivetti и нескольких этапов между ними; он также был директором по закупкам итальянской почты, управляющим директором Petronas Lubricants в Малайзии, которую он привел в F1, сначала в BMW, а затем в Mercedes. "Но я всегда чувствовал себя человеком культуры Olivetti, это была моя школа жизни, управления, я научился там всему. Как и многие другие итальянские менеджеры", - комментирует Беллацини.
"Как возникла идея инвестировать в Sparco? Когда я возглавил компанию, ее оборот составлял 32-33 миллиона евро, сегодня мы имеем около 121 миллиона, а в следующем бюджете 2022 года он составит 130", - вспоминает он. Бренд "одевал" Алена Проста, Микку Хаккинена, Михаэля Шумахера, молодого Льюиса Хэмилтона: все они были многократными чемпионами мира. "Передо мной была уникальная возможность: обычно такие известные бренды оказываются в кошельках какой-нибудь транснациональной корпорации, я не должен был упустить ее. Когда частному лицу удается приобрести глобальный бренд? За ним стояла неиспользованная ценность, хотя экономическая ситуация, в которой находилась компания, не позволяла проявлять к ней интерес. Сейчас цель - достичь 200-миллионного оборота, квота 100 была достигнута в полном объеме Covid, в 2020 году. В самый сложный год мы выросли на 10%, нас удержали США, где ограничения были меньше, чем в Европе и Азии".
Сохраняя свое основное направление в автоспорте (от ралли, картов, одноместных гонок до серий Indy и Nascar в США: охвачены все категории), Sparco расширила свои горизонты и в других областях.
Среди основных - производство карбоновых деталей для производителей суперкаров и спортивных автомобилей: Ferrari, Lamborghini, Porsche, Maserati и даже Bugatti. Например, шасси и детали кузова автомобиля Veyron (самого быстрого автомобиля в мире, выпускавшегося до 2015 года) были сделаны пьемонтской компанией. 'Этот сектор находится в большом развитии, на него приходится 35% оборота. Основа операций по этому виду обработки находится в Тунисе, почему? "Потому что мы сталкиваемся с глобальной конкуренцией, где активны такие страны, как Китай, Таиланд и Вьетнам. Углеродная отрасль - очень трудоемкая деятельность, но из тысячи человек триста работают в Италии, именно они следуют самым передовым процессам". Это большое обязательство на промышленном уровне, в Тунисе четыре завода и около 800 сотрудников в углеродной отрасли: "Мы инвестировали гигантские суммы, чтобы быть конкурентоспособными и создать систему".
Есть и более новое направление, родившееся в результате размышлений, - профессиональная обувь, которая защищает рабочих и других специализированных работников от несчастных случаев: "Опираясь на наши сильные стороны, - добавляет Беллаццини, - мы решили заняться защитной обувью: за пять лет мы прошли путь от нуля до оборота в 25 миллионов. Нам предстоит пройти еще долгий путь, но мы уже заключили важные соглашения. Все сотрудники складов Amazon в Европе носят нашу обувь.
Каждый продукт - это дитя гоночного опыта; гонки предлагают уникальный испытательный стенд. Например, ремни безопасности, изготовленные для Red Bull - команды, выигравшей с Максом Ферстаппеном титул пилота в 2022 году и титул конструктора, для которой Sparco с этого года также будет поставлять техническую одежду, - весят 350 г. "Это не только вопрос титана и алюминия, - объясняет бренд-менеджер Николо Беллацини, - благодаря нашему опыту в области текстиля нам удалось снизить вес ремня. В дополнение к Долине моторов в Эмилии-Романье, "Долина автоспорта" также сформировалась между Пьемонтом и Лигурией, с рядом действующих лиц, таких как Racing Force Group в Ронко Скривия, и Sabelt в Монкальери.
"Наше сотрудничество с McLaren длится уже 26 лет, они никогда не чувствовали необходимости обращаться к другим: ведь за костюмом, который на унцию легче того, что использовался в предыдущем сезоне, стоит долгое обсуждение с гонщиками, с техниками, с командой. Даже несколько граммов могут изменить ситуацию. Когда в Формуле-1 появились биометрические перчатки (с датчиками, способными передавать информацию о жизненно важных параметрах гонщиков), мы были первыми, кто их протестировал. "