Экономика в Италии растет быстрее, чем в других странах, но страна имеет самую высокую инфляцию в ЕС
Официальные процентные ставки выросли на четыре процентных пункта менее чем за одиннадцать месяцев, что является беспрецедентной скоростью для Европейского центрального банка и основных европейских национальных центральных банков до введения евро. Это радикальное изменение, вызванное взрывом инфляции в еврозоне с нулевого уровня до 10,6% менее чем за два года (пик придется на октябрь 2022 года).
Как итальянская экономика справляется с переменами?
Единого ответа на этот вопрос не существует, поскольку во многих отношениях система выглядит относительно здоровой, как в тех немногих фазах, через которые она прошла за последние четверть века; в других же отношениях возникают напряженные и стрессовые ситуации. Не случайно даже сравнение с остальными странами еврозоны носит неоднородный характер: ВВП Италии в первом квартале 2023 года вырос на 0,6%, тогда как еврозона второй квартал подряд впадает в рецессию с показателем минус 0,1%; но падение инфляции в еврозоне (до 6,1% в мае) оказывается более быстрым, тогда как Италия, похоже, имеет структурные проблемы с замедлением инфляции, которая в мае все еще оставалась на уровне 7,6%.
Наиболее хрупкие элементы: промышленное производство и кредитование
Поэтому давайте начнем с анализа самых хрупких аспектов, тех, в которых дела обстоят не лучшим образом.
- Промышленное производство, основа производственной системы, идет плохо, падение продолжается уже четыре месяца, а годовой спад составляет 7,2%, среди которых выделяется падение в текстильной и металлургической промышленности.
- Кредитование, в частности, компаний, также идет плохо. Последний отчет Банка Италии, опубликованный 5 дней назад, показывает, как рост ставок оказывает свое классическое воздействие: кредитные потоки в нефинансовые компании являются отрицательными уже восемь месяцев, поэтому запас существующих кредитов нефинансовым компаниям снова упал с августа (на 37 миллиардов) после восстановления кредитования, которое длилось с начала 2020 года.
- Третий фактор, который традиционно был сильной стороной итальянской экономики, также относительно плох: сбережения домохозяйств. В последнем квартале, зарегистрированном Евростатом, четвертом, норма сбережений итальянских домохозяйств достигла самого низкого уровня за все время существования евро (на уровне 7,3% от располагаемого дохода). Эта цифра, однако, проливает свет на некоторые вещи, которые идут хорошо, например, потребление.
Позитивные элементы: потребление, экспорт, занятость
- Потребление товаров и услуг в Италии идет хорошо, и не только тех, что связаны с туризмом, который находится на подъеме. Покупки товаров длительного пользования (например, автомобилей или бытовой техники) в первом квартале выросли на 2% по сравнению с предыдущими тремя месяцами и на 6% за год. Эти товары покупают жители, а не туристы. Но покупают их, вероятно, отказываясь от части собственных сбережений: отсюда и падение их объемов. Поэтому вполне вероятно, что снижение покупательной способности зарплат и окладов из-за инфляции будет сдерживать потребление в ближайшие месяцы.
- Экспорт идет хорошо, отчасти благодаря некоторому восстановлению конкурентоспособности производственных компаний. За четыре года до марта прошлого года экспортный оборот во Францию вырос на 39% (в номинальном выражении), а импорт - на 34%. Экспорт в Германию вырос на 43%, практически вровень с импортом. Экспорт в США за четыре года вырос на 59%, в то время как импорт из США в стоимостном выражении стагнировал. И даже экспорт в Китай за четыре года до марта прошлого года вырос на 60%, в то время как импорт вырос на треть меньше. Таким образом, Италия возвращается к профициту внешнеторгового баланса после энергетического кризиса.
- И лучшая новость на данном этапе для итальянской экономики: никогда ранее за в стране не было занято 24,44 миллиона человек, прежде всего благодаря рекордному уровню занятости женщин, который сейчас приближается к десяти миллионам.