"Дискобол? Гитлер купил его": Германия требует у Италии вернуть скульптуру
Скульптура вернулась в Рим в 1948 году. Министр Санджулиано: "Абсурд, это часть нашего наследия". Директор музея Мюнхена: "Она была продана Германии ее законным владельцем, князем Ланчеллотти".
"Только через мой труп". Министр культуры Дженнаро Санджулиано использует красочное, но решительное выражение, чтобы отклонить просьбу руководителей Государственного антикварного музея и Глиптотеки в Мюнхене вернуть скульптуру "Дискобол" II века н.э., которая считается самой красивой римской копией утраченного бронзового оригинала Мирона. Санджулиано добавляет: "Работа должна остаться в Италии, потому что она является наследием нации. Я надеюсь, что и основание XVIII века будет возвращено нам. Я думаю, что федеральный министр культуры Клаудия Рот ничего об этом не знает. И я уверен, что сотрудничество между Германией и Италией, которое и так прекрасно во многих областях, в будущем улучшится и в сфере культуры".
Все началось с письма, которое директор Национального римского музея Стефан Верже отправил своему коллеге Флориану С. Кнаусу, директору мюнхенской Глиптотеки, то есть Государственного музея древностей и знаменитой баварской коллекции мрамора, основанной Людовиком I Баварским в 1815 году: там выставлены такие шедевры, как "Фавн Барберини" и "Медуза Ронданини". Верже попросил вернуть мраморное основание Дискобола XVIII века, найденное в 1781 году на Эсквилинском холме, которое римский князь Ланчеллотти, которому оно принадлежало, насильно продал нацистской Германии в 1938 году по приказу Бенито Муссолини и министра иностранных дел Джан Галеаццо Чиано, вопреки отрицательному мнению министра народного образования Джузеппе Боттаи и Высшего совета по науке и искусству и несмотря на ограничение, наложенное в 1909 году. Адольф Гитлер был впечатлен статуей во время своего визита в Рим в мае 1938 года: она давно стала эмблемой нацистской эстетики, а кинорежиссер Лени Рифеншталь превратила Дискобола в арийский идеал в своем документальном фильме "Олимпия" об Олимпийских играх 1936 года в Берлине.
Гитлер заплатил за статую 5 миллионов лир и передал ее в мюнхенский музей в качестве подарка немецкому народу. Она оставалась там до 16 ноября 1948 года, когда полномочный министр Родольфо Сивьеро добился включения ее в длинный список произведений искусства, незаконно вывезенных в нацистскую Германию.
В своем ответе Флориан С. Кнаусс не только отказывает в возвращении мраморного основания XVIII века, но и пишет: "Я не в состоянии отказаться от нашего законного требования о возвращении "Дискобола" в наш музей. Скульптура была законно приобретена немецким государством (он не называет ни фашистский, ни нацистский режим, прим. ред.) после того, как была предложена музею Метрополитен в Нью-Йорке. Итальянские институты, находившиеся в то время у власти, согласились на вывоз. Это не было даже подарком Адольфу Гитлеру. Репатриация в Италию нарушила закон, согласно юридическому заключению баварской земли и нашего музея". И он цитирует два эссе, восстанавливающих историю дискобола, подписанные Раймундом Вюнше, археологом и бывшим директором музея, и покойным ученым Гюнтером Гриммом. Таким образом, возврата базы не произошло, но есть официальная просьба вернуть "Дискобол" в Германию.
Как показано на недавней выставке "Освобожденное искусство 1937/1947" в Скудерии дель Квиринале, Гитлер, Геринг и другие нацисты разграбили Италию, отобрав у нее великолепные шедевры: у Геринга в спальне была "Даная" Тициана, а в саду - бронзовая геркуланумская олениха. Просьба о возвращении "Дискобола" открывает рискованную главу: говорить о легальной продаже произведения искусства Гитлеру по приказу Муссолини и Чиано, значит отрицать одну из самых темных страниц - кражу произведений искусства - трагических отношений между фашизмом и нацизмом.