Римский салют на самом деле не был римским
Это один из самых мощных символов фашизма и нацизма, но даже если его называют римским, нет никаких исторических или художественных свидетельств, связывающих его с Древним Римом.
Так называемый римский салют - один из самых заметных символов фашистского периода, настолько, что он циклически возвращается в центр дебатов и судебных разбирательств в Италии. Его так называют потому, что в начале XX века было распространено мнение, что жест, при котором правая рука вытянута вверх со сцепленными пальцами и ладонью вниз, был широко распространен в Древнем Риме, однако никаких литературных или художественных доказательств этому не существует: проще говоря, фашистское приветствие, приписываемое древним римлянам и называемое "римским", на самом деле не было римским.
Как отмечает историк и журналист Маттео Лука Андриола, чтобы решить эту проблему, необходимо исходить из того, что коллективное воображение фашистского режима "проистекало из мифологизации римского имперского прошлого", которое вдохновляло большую часть идеологии движения. Считается, что одним из первых, кто использовал этот тип приветствия в Италии, был поэт Габриэле Д'Аннунцио. С 1923 года этот жест стал широко использоваться Национал-фашистской партией, а с 1926 года он также стал официальным приветствием Национал-социалистической партии Германии, часто ассоциируясь с девизом "Хайль Гитлер".
Дело в том, что нет ни одного художественного произведения Древнего Рима - скульптуры, монеты или фрески - на котором было бы изображено приветствие, похожее на то, которое использовали фашисты и нацисты. Историк Мартин Винклер, автор первого систематического исследования о происхождении фашистского приветствия, отметил в 2009 году, что в литературе также нет никаких следов этого приветствия, и оно никогда не упоминается ни одним историком республиканской или императорской эпохи.
В своей книге "В позе. Искусство и язык тела" британский популяризатор Десмонд Моррис заявил, что приписывание его двум режимам Древнего Рима является "широко распространенной историографической ошибкой".
Бенито Муссолини и фашистские офицеры отдают фашистский салют во время празднования четырнадцатой годовщины Марша на Рим, 28 октября 1936 года (AP Photo, File)
Жест поднятия правой руки или поднятия руки в римской культуре существовал, но имел разные значения. В античности правая рука поднималась в знак уважения или выражения преданности, дружбы и верности, говорит Андриола.
На некоторых римских работах, таких как "Колонна Траяна" (101-106 гг. н. э.), изображены солдаты, поднимающие открытую руку для приветствия, как мы делаем это сегодня, но без вытянутой руки, отмечает Винклер. На некоторых из его фризов варвары также изображены с вытянутыми или сложенными, но опущенными вниз руками в знак подчинения императору. На других, напротив, именно император слегка поднимает руку, держа ее немного согнутой, с вертикальной ладонью или, по крайней мере, с раскрытыми пальцами. Так же поступает человек в тоге на скульптуре I века до н. э., известной под названием "Разносчик".
В Древнем Риме поднятие руки было жестом предзнаменования, добрым предзнаменованием или сигналом для привлечения внимания к речи, обращенной к легионерам, пишут историки Андреа Джардина и Андре Вошез в своей книге "Миф о Риме". Однако в произведениях классической древности ни разу не встречалось приветствие, похожее на фашистское.
Некоторые учителя отдают римский салют президенту Opera Nazionale Balilla Ренато Риччи во время посещения школы XX Settembre в Риме, 11 апреля 1934 года (Farabolafoto via ANSA)
По словам Винклера, мнение о том, что в Древнем Риме люди приветствовали друг друга вытянутой вверх или параллельно земле правой рукой, укрепилось в наше время, особенно с конца XVIII века. Некоторые историки, в том числе и Винклер, утверждают, что в этом виновны неоклассические картины, такие как "Клятва Горациев" Жака-Луи Давида (1784) или "Ave Caesar! Morituri te salutant" Жана-Леона Жерома (1859), в которых более или менее точно пересказываются или перерабатываются легендарные фигуры и события, характерные для римской эпохи.
Первая из них хранится в Лувре и посвящена легенде о столкновении между римскими Горациями и Куриациями из Альба-Лонги. На картине отец Горациев вручает свое оружие трем сыновьям, которые приветствуют его вытянутой рукой в знак клятвы верности. На второй изображена группа гладиаторов, протягивающих руки к трибуне, вероятно, чтобы добиться милости императора. Однако нет никаких доказательств того, что пленники обращались к императорам именно таким образом: "более вероятно, что они протягивали руку ладонью вверх в знак прошения", - говорит Моррис.
Картина 1859 года "Ave Caesar! Morituri te salutant" Жана-Леона Жерома (Wikimedia Commons)
Подобное приветствие можно увидеть и на статуе французского астронома, математика и политического деятеля XVIII века Жана Сильвена Байи, хранящейся в Версале.
До 1930-х годов в школах США правая рука также была вытянута ладонью вниз во время клятвы верности флагу (знаменитая "Клятва верности"). По мнению американского исследователя Рекса Карри, приветствие, принятое нацистами, на самом деле пришло отсюда: с появлением авторитарных режимов в Европе США заменили его на руку над сердцем, чтобы избежать разногласий.
Винклер считает, что определение "римского салюта" некорректно и ошибочно именно потому, что оно стало популярным в искусстве, пьесах и политике в начале XX века благодаря таким произведениям, как эти, а не жестам, которые можно проследить до классической античности. В итальянском кино раннее "римское приветствие" можно увидеть в фильме Джованни Пастроне "Кабирия" (1914), который считается величайшим колоссом итальянского немого кино и для которого Д'Аннунцио также написал титры. В фашистской пропаганде он также получил распространение благодаря таким фильмам, как "Сципион Африканский", снятый Кармине Галлоне в 1937 году.