Интересные факты об итальянской католической церкви, которых не знают сами католики
Например, конфирмация (первое причастие) не является формальной необходимостью для вступления в церковный брак, и священники не получают зарплату от Ватикана.
- "Священникам платит Ватикан"
- "Церкви полны денег"
- "Чтобы обвенчаться в церкви, необходимо причастие"
- "Невозможно причащать лиц, состоящих в повторном браке"
- "Достаточно заплатить, чтобы аннулировать церковный брак"
- Можно ли аннулировать крещение?
"Церковь велика, потому что каждый в ней велик по-своему", - говорит дон Мариано в одной из самых известных книг Леонардо Шаша "Il giorno della civetta". Действительно, на протяжении веков католическая церковь почти всегда пыталась объединить различные интерпретации и направления мысли, если они не были слишком подрывными и противоречащими друг другу. Получить общее представление о такой большой и неоднородной организации непросто, и по этой причине, особенно среди тех, кто проводит с ней мало времени, со временем возникли общие ложные убеждения. Здесь мы собрали некоторые из них, происходящие от более или менее обоснованных предрассудков или старых привычек, которые не удается изжить.
"Священникам платит Ватикан"
В коллективном воображении Ватикан воспринимается как далекое образование, выражение оккультной власти, осуществляемой в том числе благодаря огромным финансовым ресурсам. Ватикан, однако, не совпадает со всей Церковью, он лишь представляет центральную власть, которая, какой бы богатой она ни была, не субсидирует все церкви Италии, не говоря уже о приходских священниках и священнослужителях. Их зарплата - которая начинается с минимальной суммы около тысячи евро брутто - в основном финансируется за счет "8/1000" (той части IRPEF, которую налогоплательщики могут добровольно пожертвовать определенным религиозным организациям), а также за счет пожертвований верующих. Во всем мире именно епархии отвечают за оплату труда духовенства.
"Церкви полны денег"
Это убеждение может также проистекать из неверного сопоставления Святого Престола с Церковью в целом. Государство Ватикан фактически является абсолютной монархией с полной властью над своей крошечной территорией и отдельным бюджетом от национальных церквей. Церкви, понимаемые как здания и сообщества людей вокруг них, не принадлежат ни Ватикану, ни Святому Престолу, который является управляющим органом Церкви (понимаемой во вселенском смысле, как сообщество верующих). Поэтому церкви и приходы, разбросанные по всей Италии, ссылаются на Святой Престол как на высшую инстанцию, но они являются автономными образованиями со своей собственной правосубъектностью. И с их собственными, все более сокращающимися расходными возможностями, которые не зависят от центральной власти.
Самым большим источником средств к существованию для церквей являются пожертвования верующих и - теперь все реже - завещания. В исторической фазе глубокого кризиса религиозного участия на Западе приходы (т.е. местные общины верующих) уже не так активны, как раньше, и, соответственно, экономические доходы также сократились. Нелегко составить общее представление о ситуации, многое зависит от конкретных случаев, но особенно церкви в пригородах или в очень маленьких городах с трудом справляются даже с обычными расходами на содержание.
Еще хуже те церкви, которые не возведены в ранг прихода, то есть округа епархии, управляемого приходским священником (епархией вместо этого управляет епископ). Церковь, которая не является приходом, называется ректоратом: поскольку она не является пастырским центром для данной территории, посещаемость верующих в этих церквях часто еще ниже. Если это особенно красивые или престижные церкви, как, например, в Риме, то одним из источников их существования являются подношения, связанные с такими событиями, как причастие и свадьба.
"Чтобы обвенчаться в церкви, необходимо причастие"
Конфирмация, более известная как первое причастие, является одним из семи таинств, признанных Католической церковью, в котором человек подтверждает призвание, полученное в крещении, и публично свидетельствует о своей принадлежности к христианской общине. Принято считать, что для вступления в религиозный брак необходимо пройти через подтверждение веры, однако каноническое право устанавливает несколько иное.
Общий декрет 1990 года о каноническом браке оставляет возможность для интерпретации отдельными пасторами и, прежде всего, не считает конфирмацию необходимым требованием: ссылаясь на канон 1065 Кодекса канонического права, основного свода законов Католической церкви, декрет гласит, что "пасторы душ должны быть заботливыми в увещевании nubendi [будущих супругов, ред.], которые еще не приняли таинство конфирмации, принять его до брака, если это возможно без серьезных неудобств".
Последнюю фразу некоторые епархии трактуют строго (из-за отсутствия времени или недоступности епископа для совершения таинства). В других епархиях, напротив, оставляют больше свободы. В любом случае, согласно канону, подтверждение не является строго необходимым, и его отсутствие не влияет на действительность брака. Это подтверждается тем фактом, что если будущая супружеская пара уже сожительствует - что Церковь считает неправильным - они теоретически не могут получить конфирмацию до вступления в брак. Однако конфирмация считается основополагающим этапом в духовном пути каждого христианина, поэтому многие приходские священники рекомендуют ее независимо от этого.
"Невозможно причащать лиц, состоящих в повторном браке"
По этому вопросу дискуссия в Церкви все еще продолжается, и пастырская практика развивается. Как правило, католический брак считается нерасторжимым: поэтому Церковь считает, что лица, которые после церковного брака разводятся, вступают в новый брак или встречаются с постоянным партнером, находятся в состоянии "нерегулярности". В 2016 году, с постсинодальным апостольским увещеванием Amoris laetitia Папы Франциска, казалось, произошло открытие, которое привлекло внимание СМИ и было истолковано как разрешение причащать разведенных и повторно вступивших в брак людей.
"Достаточно заплатить, чтобы аннулировать церковный брак"
Когда пары, обвенчанные в церкви, расходятся, они могут аннулировать только гражданские последствия брака, но не религиозные. В крайнем случае, можно подать иск о признании брака недействительным, то есть доказать, что брак был недействительным с самого начала, поскольку отсутствовало какое-то основное требование, например, информированное согласие и свободная воля обоих.
Поскольку в свое время только те, кто мог позволить себе оплатить судебные издержки, могли завершить канонический процесс и получить недействительность, идея о том, что аннулирование является своего рода разводом для богатых, стала широко распространенной, в том числе и потому, что до 1970 года отсутствовал государственный закон по этому вопросу.
Сегодня расходы, которые необходимо понести при аннулировании брака, сопоставимы с расходами на некоторые гражданские бракоразводные процессы: стоимость услуг компетентных юристов и адвокатов варьируется от минимальных 1 575 евро до максимальных 2 992 евро, к которым необходимо добавить 525 евро расходов на оплату услуг церковного суда. В любом случае, эти сборы не гарантируют успеха дела: многое зависит от интерпретации канонических судей, и в любом случае должны быть основания для недействительности.
Привлечение Sacra Rota (или Rota Romana, т.е. церковного суда Святого Престола) является необязательным только в первой и второй инстанции. Все дела о недействительности передаются в церковный суд на местах. Вмешательство Sacra Rota предусмотрено и обязательно только на третьем уровне судейства, последнем.
Можно ли аннулировать крещение?
В течение многих лет Союз рационалистических атеистов и агностиков (UAAR) предлагает помощь в получении "sbattezzo" (крещения), но этот термин может привести к непониманию того, каковы реальные последствия этого жеста. Крещение, согласно намерениям UAAR, служит посланием Церкви и подтверждением самостоятельности выбора, если человек был крещен в младенчестве. Более того, многие люди просят об этом, чтобы не быть причисленными к католикам, поскольку в статистике населения все крещеные люди считаются таковыми. Однако, акт крещения не имеет последствий, но более просто означает, что человек исключается из реестра крещеных. Само крещение, как исторический акт, не может быть отменено.