Архитектор, который хотел построить Венецию в Неаполе
Ламонт Янг первым спроектировал метро в Неаполе и новый футуристический квартал на берегу моря напротив Баньоли, получивший название Venezia.
В градостроительной истории Неаполя был амбициозный проект расширения города, который так и не был начат и сейчас почти забыт: квартал Венеция. В конце XIX века многие градостроители и архитекторы считали, что единственным направлением развития исторического центра является западная часть города, т.е. равнина и район Баньоли за холмом Позиллипо. Среди них был английский архитектор Ламонт Янг, автор нескольких вилл и замков, которые и сегодня являются частью архитектуры города.
Это был талантливый архитектор с не особо удачной карьерой, отмеченной, прежде всего, сожалением о том, что ему не удалось реализовать проект городской подземной железной дороги. В то время это была слишком дальновидная идея, но еще большее значение имел его проект - почти утопический - построить новый квартал на берегу моря, не случайно названный rione Venezia.
Иллюстрация квартала Venezia, проект Ламонта Янга (Проекты для Баньоли)
Янг родился в 1851 году. Его отец был английским землевладельцем, сколотившим состояние в Индии, мать родилась в Калькутте. Он учился в Швейцарии и Великобритании. Благодаря влиянию учебы и своего происхождения Янг стал представителем эклектики - архитектурного стиля, образованного смешением неоготики, неороманского стиля, неовизантийского стиля и др.
Прибыв в Неаполь, в 1874 г. он принял участие в конкурсе, объявленном муниципалитетом, на строительство новой линии конного трамвая, подобной той, что была недавно открыта в Турине. Он подготовил несколько тщательно иллюстрированных таблиц, чтобы представить комиссии, по сути, первую в городе идею подземной железной дороги. Он не выиграл: контракт достался французской компании, но Янг не сдался и продолжил работу над проектом в последующие годы.
Он был убежден, что массовый транспорт в Неаполе возможен только с помощью метро, построенного на разных уровнях, соединенных лифтами, и, прежде всего, с помощью тоннелей, прорытых в городских холмах. Самый важный тоннель его проекта, названный traforo-canale, должен был пересечь холм и соединить Баньоли с Позиллипо. Раскопки тоннеля должны были быть масштабными, но Юнг полагал, что полученный материал можно будет использовать для строительства фундамента нового района на берегу моря.
Иллюстрация тоннеля-канала, который должен был вести к rione Venezia (Проекты для Баньоли)
Венецианский квартал был задуман как ряд островов, расположенных на холме Позиллипо, общей длиной полтора километра и шириной в среднем 285 метров. Юнг произвел очень точные расчеты: общая площадь квартала должна была составить 425 тыс. кв. м, из которых 111 тыс. занимали здания, 144 тыс. - дороги, 100 тыс. - судоходные каналы и 70 тыс. - сады. Он предусматривал минимальное расстояние между зданиями 8 м, а каналы - шириной не менее 12 м. По его расчетам, здания должны были занимать только 26,15% новой территории, созданной в море, чтобы циркуляция воздуха была лучше, чем в Венеции.
Расположение островов и каналов было рассчитано на циркуляцию воды в соответствии с течениями залива с востока на запад. Новаторской была и дорожная система: помимо каналов, в городе должны были появиться дороги, соединенные железными мостами. "Дома, которые будут построены в районе Венеции, будут самыми здоровыми в Европе", - писал Янг. - "И они будут также самыми красивыми, потому что [...] очевидно, что из них будет открываться не только вид на очаровательный залив, но и на холмы позади".
Янг также спроектировал несколько зданий, которые должны были быть построены на равнине Баньоли. Так, например, Хрустальный дворец должен был стать грандиозным архитектурным произведением, призванным придать престиж городу, но так и не был построен. Он был вдохновлен лондонским Хрустальным дворцом - огромным стеклянным зданием, построенным в Лондоне в 1851 году для первой всемирной выставки. Рядом с районом Венеции Янг также хотел построить санатории, гостиницы, небольшую гавань и купальни, накрытые большим железным навесом.
Крыша купальни в rione Venezia (планы Баньоли)
В начале XX века городской совет вернулся к рассмотрению проекта метро и rione Venezia, над которым Янг работал в течение нескольких лет. Совет одобрил его, и архитектор занялся поиском частных инвесторов для его реализации. Однако муниципалитет отнесся к контракту с сомнением, установив слишком жесткие временные рамки. Несмотря на две отсрочки, Янг не смог найти необходимые средства и был вынужден навсегда отказаться от своей идеи.
Воспользовавшись законом о содействии индустриализации Неаполя по образцу Турина и Милана, в 1904 г. район Корольо, входящий в округ Баньоли, был признан наиболее подходящим для строительства крупного завода сталелитейной компании ILVA, которая в 1961 г. сменила название на Italsider, а в 1988 г. вернула себе прежнее имя. Баньоли был выбран потому, что здесь имелись обширные земельные участки, которые можно было приобрести по дешевке. Проект имел несомненные преимущества с экономической точки зрения, но в то время никто не оценивал экологические последствия.
Алессандро Кастаньяро, профессор истории архитектуры Неаполитанского университета, посвятил много времени изучению жизни и проектов Ламонта Янга. Он утверждает, что английский архитектор был очень талантливым, возможно, даже слишком авангардным для того времени. "Его идеи предвосхитили многие тенденции, которые мы увидим в Европе только в последующие десятилетия", - говорит он. "У него было утопическое, но перспективное видение, особенно в области транспорта".
Иллюстрация Хрустального дворца (Проекты для Bagnoli)
Мнения о rione Venezia неоднозначны. Некоторые эксперты считают его упущенной возможностью, в то время как, по мнению Кастаньяро, новый район и его острова оказали бы слишком сильное влияние на Неаполитанский залив. "Столь внушительная свалка в этом районе нарушила бы непрерывность ландшафта от Мерджеллины до Позиллипо. Тем не менее, это остается чем-то очень увлекательным и дальновидным".
За время своей карьеры Янг успел реализовать несколько проектов, в том числе замок Грифео, известный сегодня как вилла Курчо. В 1884 г. он подписал проект школы для девочек, которая в 1933 г. стала дворцом Гренобль, резиденцией Французского института в Неаполе. Затем в 1892 г. появился отель Бертолини. В 1892-1894 гг. он полностью реконструировал дом опекуна на улице Лючия, превратив его в шале, архитектурные решения которого напоминали о Шотландии, Индии и Швейцарии, где он учился. В 1902 году он построил замок Ламонт, который через два года был продан банкиру Карло Асельмейеру, в честь которого впоследствии и было названо здание.
В первые два десятилетия XX века, разочаровавшись в приеме, который он получил в Неаполе, Янг ушел на пенсию, и неизвестно, где он жил. Он купил половину островка Вивара на острове Прочида, где реализовал проект, который до сих пор остается наполовину неизвестным, - "вращающийся дом", несмотря на свое название, на самом деле, не имеющий механизма, заставляющего его вращаться вокруг себя. Он был назван так просто из-за своей круглой формы и расположения комнат и окон, позволяющих любоваться постоянно меняющимся пейзажем, который, кажется, находится в постоянном движении. В течение десяти лет, с 1900 по 1910 год, он пытался купить вторую половину островка Вивара, но не смог договориться с владельцами и продал свою долю. Сегодня островок недоступен, поскольку находится в заповедной зоне, а вращающийся дом заброшен.
В 1922 году на вершине пандусов Пиццофальконе, в районе Сан-Фердинандо, он построил виллу Эбе. Она имела роскошные деревянные интерьеры и характерную винтовую лестницу. Янг прожил на вилле до своей загадочной смерти. Считается, что он покончил жизнь самоубийством, выстрелив в себя в 1929 году, но по некоторым данным, попытка самоубийства была предпринята двумя годами ранее, а умер он от последствий ранения. Никто не знает, где он похоронен.
Вилла Эбе в Неаполе (Reinventing Cities)
В последующие десятилетия Янг был забыт и до сих пор остается малоизвестным архитектором в Неаполе. "С появлением модерна произошло своего рода damnatio memoriae эклектического стиля, и этот интерес не коснулся и работ Янга", - продолжает Кастаньяро. "Его архивы также плохо сохранялись, и большинство его рисунков было утеряно. Только в прошлом году произошло частичное открытие Янга благодаря документальному фильму "Мечта Ламонта Янга", снятому Франческо Кариньяни из компании Novoli".
В 1990-е годы на вилле Эбе проводились литературные и художественные мероприятия. В 1997 г. муниципалитет приобрел ее за 5,5 млрд. лир (сегодня это 4,7 млн. евро), а в следующем году предложил снести ее, чтобы построить автостоянку. Затем эта идея была отложена, в том числе из-за протестов жителей района. В 2000 году произошел поджог, в результате которого сгорели все драгоценные интерьеры виллы, включая винтовую лестницу. С тех пор вилла Эбе была полностью заброшена. В 2022 году муниципалитет Неаполя подал заявку на участие в международном тендере Reinventing Cities, чтобы превратить ее в культурно-образовательное пространство.