Сейфы, амнистия скрытых капиталов и ценностей, объявленная правительством Мелони
Партия Fratelli d'Italia обещала это в своей предвыборной программе год назад. Маттео Сальвини предлагал меру, находясь в правительстве в июне 2019 года. Маттео Ренци пытался реализовать ее осенью 2016 года. Теперь правоцентристское правительство Джорджии Мелони изучает, когда и как реализовать давно обсуждаемый проект: вывести "из тени" сотни миллиардов наличных денег и ценностей, накопленных налогоплательщиками в банковских сейфах, домашних сейфах или за рубежом, уплатив единый налог.
Правительство работает над тем, что должно стать "добровольным раскрытием информации", направленным в основном на ликвидные, но скрытые активы, хранящиеся в стране. Это будет самопроизвольное декларирование гражданином денежных сумм, никогда не заявленных в налоговые органы. В общих чертах эта модель была изложена в 2016 году магистратом Франческо Греко. На тот момент главный прокурор Милана Греко полагал, что "скрытые сокровища", которые итальянцы прячут от налоговой службы, составляют "от двухсот до трехсот миллиардов евро, из которых не менее 150 миллиардов - ликвидные".
Сегодня в правительстве над этим проектом работает Маурицио Лео, заместитель министра по экономике. Основной подход на данном этапе предусматривает взимание налога в размере 26% с сумм, по которым налогоплательщик может объяснить, когда они были заработаны. Что касается сумм "неустановленных аннуитетов", происхождение которых невозможно проследить во времени, то они будут урегулированы наряду с "установленными" без взимания налога. Налогоплательщик, имеющий, например, десять тысяч евро, время получения которых он может обосновать, и еще десять тысяч, которые он не может обосновать, сможет легализовать двадцать тысяч "теневых" евро, заплатив 2 600 евро налога.
Тем не менее, эта мера остается спорной. Она не только поощряет недобросовестных налогоплательщиков, но и открывает возможности для отмывания денег. Спорным является и тот факт, что после выявления скрытых сумм эта мера не будет сопровождаться ограничением использования наличных денег: напротив, нынешнее правительство, наоборот, ослабило ограничения, повысив потолок наличных платежей с одной тысячи до пяти тысяч. То, что фактически является "черной амнистией", рискует создать прецедент, поощряющий новые виды подобной практики.
Министр экономики Джанкарло Джорджетти, хотя и не является полным противником в принципе, относится ко всей этой операции гораздо более холодно, чем Лео. Одно из предложений может включать в себя идею введения потолка на объемы наличности, которые может "вывести из тени" каждый отдельный налогоплательщик. Однако даже такая мера является обоюдоострым мечом, поскольку может привести к появлению класса подставных лиц, которые будут получать прибыль, способствуя выводу на поверхность огромных сумм состоятельных людей. Недостатков так много, что нет уверенности в том, что амнистия в конце концов увидит свет. Безусловно, только подумав об этом, можно понять, насколько отчаянно исполнительная власть ищет ресурсы для финансирования этого закона о бюджете. Прогнозировать, конечно, сложно, но некоторые считают, что доходы от "раскрытия" могут превысить даже десять миллиардов евро.