Правительство Мелони не знает, как внести поправки в закон о бюджете "без поправок"
Мелони попросила большинство не подавать поправки, чтобы облегчить одобрение закона, однако в последние дни оппозиция блокирует утверждение и требует внесения поправок.
Для парламентского большинства, участвующего в утверждении законопроекта о бюджете, настали неспокойные дни. В бюджетном комитете Сената, который отвечает за анализ меры, регулирующей экономическую политику страны на 2024 год, с понедельника царит неспокойная обстановка: большинство находится в затруднительном положении и пытается тянуть время, оппозиция осуждает задержки и протестует против правительства, внутри которого царит не меньшее напряжение. Причина в том, что премьер-министр Джорджия Мелони не хотела разрешать парламентариям вносить поправки в закон о бюджете, тогда как сейчас некоторые поправки кажутся необходимыми. Кроме того, сенаторы из того же большинства, которое поддерживает правительство, настаивают на введении некоторых важных для них правил, несмотря на просьбу правительства.
В результате работа идет очень медленно, и сроки, установленные для утверждения бюджетного законопроекта, рискуют быть преодоленными. 18 декабря текст должен поступить в Сенат для голосования, а затем сразу же отправиться в палату, которая должна приступить к окончательному утверждению до 31 декабря.
Закон о бюджете - самая важная мера для правительства, поскольку он определяет, как будут расходоваться деньги в следующем году. Именно поэтому его путь определен законом: правительство должно одобрить законопроект и направить его в парламент до 20 октября. После этого парламентские фракции, как большинства, так и оппозиции, могут представить поправки в определенный срок, который в этом году наступил 21 ноября. Само правительство также может подавать поправки, хотя оно не обязано соблюдать сроки: обычно оно подает их потому, что, возможно, в каком-то министерстве поняли, что что-то не так или были допущены ошибки при написании законопроекта. Наконец, Палата депутатов и Сенат должны провести окончательный анализ и утвердить закон до конца года.
Трудности и задержки, связанные с утверждением закона о бюджете, не являются чем-то новым. На протяжении многих лет повторяются одни и те же сложности: правительство поздно представляет окончательный вариант закона, возможности парламентариев очень ограничены, и только одной из двух палат удается обсудить законопроект по существу, в то время как другая фактически вынуждена ратифицировать его без возможности вмешательства в дни между Рождеством и Новым годом, в спешке и без каких-либо реальных дебатов.
Чтобы исправить эту ставшую уже структурной проблему, премьер-министр Джорджия Мелони договорилась со своими союзниками по правительству о необычном решении: группы большинства, то есть Fratelli d'Italia, Lega и Forza Italia, не будут представлять никаких поправок, оставляя за Министерством экономики право представлять любые общие изменения, чтобы облегчить процесс утверждения. В связи с этим возникли разговоры о том, что бюджетный законопроект будет "без поправок". И вот, спустя почти два месяца после утверждения законопроекта Советом министров, партии, поддерживающие правительство, оказались в затруднительном положении именно потому, что сейчас они обсуждают, как внести в него поправки.
На самом деле группам большинства очень не понравилось это навязывание Мелони. В начале ноября возникли споры и напряженность по поводу меры, которая имеет много общего с законом о бюджете, - налогового декрета, также называемого декретом "Anticipi". Этот декрет так называемо "связан" с законом о бюджете, то есть это мера, которая предусматривает правила и вмешательства, финансируемые из средств, выделенных в самом законе о бюджете. И Лига, и Forza Italia долгое время пытались перенести поправки в этот закон о бюджете, но правительство отклонило большинство из этих запросов. Мотивация Министерства экономики была более или менее всегда одна и та же: денег нет. Но все это привело к задержке утверждения налогового декрета, что, в свою очередь, привело к отсрочке работы над законом о бюджете.
Затем, 21 ноября, в последний день подачи поправок к бюджетному законопроекту, Лига подала три предложенные поправки, чем сильно раздосадовала своих союзников. После телефонного разговора между самим Ромео и заместителем премьер-министра Джованбаттистой Фаццолари Лига отозвала эти поправки, после чего споры утихли.
Однако 1 декабря возникли другие проблемы, опять же по налоговому декрету. В то время как решающее обсуждение декрета проходило в бюджетном комитете, сенатор Клаудио Лотито от Forza Italia настаивал на утверждении поправки, которая была ему очень важна. После того как ее несколько раз отклонили, он отчитал председателя бюджетного комитета, Николу Каландрини из Fratelli d'Italia, во время перерыва в заседании. Сразу после этого Дарио Дамиани, также представитель Forza Italia, после аналогичной перепалки по поводу поправок, которые он внес и которые были отклонены правительством, заявил: "Я принимаю к сведению решение правительства, но заявляю, что в данный момент я вновь представлю эти поправки во время обсуждения закона о бюджете".
На прошлой неделе Лука Чириани, министр по связям с парламентом Fratelli d'Italia, организовал встречу с лидерами групп Сената и главами различных партий по закону о бюджете именно для того, чтобы попытаться умерить пыл и сделать обсуждение закона о бюджете, которое должно было начаться через неделю (11 декабря), более легким. До 21 ноября оппозиционеры внесли 2600 поправок: цифра, как обычно, огромная, и она больше служила для переговоров с большинством по тем немногим запросам, по которым они действительно пытались добиться уступок от правительства.
Чириани спросил оппозицию, по сути, следующее: скажите мне, какие поправки вас действительно волнуют, оппозиционные сенаторы ответили, что прежде чем сотрудничать, они хотели бы понять, какие изменения намерено внести правительство. На следующий день Чириани предупредил своих коллег по правительству на заседании Совета министров, объяснив, что работа над законом о бюджете может стать сложной.
Предупреждение было адресовано в основном министру экономики, Джанкарло Джорджетти. Именно его министерство занимается написанием правительственных поправок к бюджетному закону, что является очень деликатной процедурой. Поправки правительства могут быть представлены и после истечения срока, установленного для парламентариев, но сначала они должны пройти проверку в Главном государственном бухгалтерском управлении - департаменте Министерства экономики, который проверяет финансовую устойчивость мер, утверждаемых правительством и парламентом. Поэтому для написания этих поправок требуется очень тщательная работа, а она требует времени.
Наконец, 11 декабря Комитет по бюджету собрался, чтобы начать заключительный этап анализа законопроекта, учитывая крайний срок - 18 декабря. Но правительство еще не было готово представить все запланированные поправки, которых было четыре. Одна касается пенсий врачей, вторая - продления контрактов с карабинерами, полицией и Финансовой гвардией, третья направлена на выделение дополнительных ресурсов регионам. И есть четвертый, связанный с инфраструктурой и, в частности, с финансированием работ по началу строительства моста через Мессинский пролив, который особенно дорог лидеру Лиги Маттео Сальвини.
Столкнувшись с настойчивостью оппозиции, заместитель министра экономики Лючия Альбано, присутствовавшая в Сенате от имени правительства, попыталась в понедельник потянуть время, не дав исчерпывающего ответа. Во вторник утром, поскольку реального развития событий не произошло, оппозиция решила полемически покинуть зал заседаний Бюджетного комитета.
В этой ситуации неопределенности новое недовольство возникло и в большинстве. Сенатор от "Фрателли д'Италия" Гвидо Квинтино Лирис заявил, что "докладчики также могут представить поправки, около десяти для каждой группы". Докладчики - это парламентарии, которые наиболее внимательно следят за различными мерами, они координируют работу комитета, который их анализирует, поддерживают связь с правительством и дают заключения по поправкам, которые представляют различные парламентарии. Как и члены правительства, докладчики также имеют право предлагать поправки после истечения срока, даже в последнюю минуту. Если бы докладчики действительно собирались вносить дополнительные поправки, их было бы не менее тридцати, которые, в свою очередь, должны были бы подвергаться дальнейшим поправкам со стороны оппозиции, так называемым подпоправкам. Короче говоря, процедура значительно усложнится.