Мигранты, новый план Мелони сделает получение особой защиты в Италии довольно сложной процедурой
Между чрезвычайным положением и поправками о ужесточении применения норм специальной защиты, правительство добьется только бесчеловечного приема, доверенного в ненадежные руки.
Антимигрантский план правого правительства состоит из двух частей, разделенных между сенатом и парламентом. С одной стороны, центры постоянного проживания и репатриации, которые будут расширены в результате введения чрезвычайного положения в среду Советом министров. С другой стороны, ограничение специальной защиты - мера, которую требует Лига и которая пройдет через Сенат. Это сочетание только рискует сделать прием еще более бесчеловечным.
Теоретически пункты приема, так называемые хотспоты, являются местами транзита, где мигранты, однако, содержатся как заключенные. Ассоциации уже много лет осуждают нарушения их прав. Правительство Мелони своим постановлением, одобренным Советом министров 11 апреля, решило инвестировать еще как минимум 5 миллионов в эти учреждения, чтобы создать "по одному в каждом регионе" и увеличить количество мест без использования обычных процедур тендера. Это решение является дополнением к постановлению Кутро.
ПОПРАВКИ
Первым средством реализации этого громоздкого проекта стал закон, названный в честь массовой гибели нелегалов у побережья Калабрии. После первоначальных внутренних разногласий, в последние несколько часов исполнительная власть подготовила пакет поправок, направленных на ограничение особой защиты, предоставляемой иностранцам, которые не могут получить международную защиту, но для которых существует риск преследования или пыток в случае их возвращения в страну происхождения. Лига надеется, что таким образом многие из мигрантов, прибывающих в Италию, будут вынуждены вернуться обратно.
Специальная защита, третья форма защиты беженцев после убежища и вспомогательной защиты для тех, кто спасается от войн, будет сжата, чтобы сократить число людей, имеющих на нее право. Она будет аннулироваться для тех, кто даже временно возвращается домой, а срок проверки для ее продления будет сокращен с нынешних четырех до двух лет.
Ожидается, что продолжительность пребывания в центрах репатриации изменится. Наконец, в закон вводится дистанционное подключение к слушаниям по подтверждению права на сопровождение до границы или содержание в центрах репатриации.
Одна из двух поправок, представленных правительством к законопроекту о мигрантах, возрождает меру, содержащуюся в одном из декретов о безопасности, подписанных Маттео Сальвини, и исключает возможность размещения просителей убежища в сети Системы приема и интеграции (Sai), управляемой муниципалитетами: они должны будут отправляться в государственные центры приема до решения по ходатайству о международной защите.
Таким образом, до предоставления защиты просители убежища не будут пользоваться услугами по интеграции. Это означает, что их (примерно 1 926 человек) придется размещать в государственных центрах приема "для нелегальных иностранцев" и хотспотах. Это приведет к увеличению расходов на 16,7 млн евро на 2023 год.
В целом, расходы на прием в текущем году оцениваются в 853 млн. евро: 807 млн. за 54 446 просителей убежища, 16,7 млн. за 1 926 человек, которые больше не размещаются в Sai, и 29 млн. за примерно 11 000 украинцев, размещенных в первые три месяца этого года.
До 31 декабря 2025 года Министерство внутренних дел сможет использовать Итальянский Красный Крест для управления хотспотом в Лампедузе "с целью обеспечения надлежащего уровня приема" в этом центре. Это одно из нововведений, внесенных поправкой к декрету о мигрантах, предложенной правительством и поданной в комитет по конституционным вопросам Сената. Согласно поправке, исключения, предусмотренные в статье 10 декрета, будут распространены на объект в Лампедузе, т.е. можно будет отступить от кодекса государственных контрактов, фактически обойдя тендеры.
РЕПАТРИАЦИЯ
Линия на возвращение мигрантов не менее рискованна. Согласно отчету Счетной палаты, опубликованному в мае 2022 года, в 2021 году через хотспоты прошли 44 243 человека. Национальный гарант прав лиц, лишенных свободы, в отчете парламенту за 2022 год указал, что менее 50% лиц, прошедших через них были фактически репатриированы: "Для остальных это необоснованное лишение свободы". Фактическая репатриация, добавляет Суд, зависит от "сложного сотрудничества с третьими странами происхождения мигрантов". В настоящее время действуют девять центров содержания до репатриации: Бари, Бриндизи, Кальтаниссетта, Градиска д'Изонцо (Гориция), Макомер (Нуоро), Палаццо Сан-Джервазио (Потенца), Рим (Понте Галерия) и Трапани.
В октябре 2020 года центр в Милане был вновь открыт, а центр в Турине был временно закрыт после протестов. Это решение было принято почти через два года после смерти Муссы Бальде, молодого человека из Гвинеи, который после избиения тремя мужчинами в Вентимилье был переведен в центр репатриации в Турине и заперт в изоляторе. Там он повесился: товарищи по заключению сказали, что слышали, как он кричал, зовя врача, но так и не дождался ответа. В настоящее время несколько сотрудников центра и полицейских находятся под следствием в связи с тем, что произошло той ночью. Туринская история - не единственная.
СРЕДСТВА
К этому следует добавить еще одну часть истории: процедуры заключения контрактов с частными лицами, которые оказались в материалах расследования прокуратуры. Пока правительство реализует свой план по дальнейшему сокращению срока легального пребывания мигрантов и увеличению количества мест в центрах репатриации, Итальянская коалиция за гражданские свободы и права подсчитала, что в период 2018-2021 годов было потрачено 44 миллиона евро.
Бизнес, который вращается вокруг центров, зачастую неясен. Симоне Бориле, директор центра в Градиска в 2020 году, находится под следствием по обвинению в непредумышленном убийстве в связи со смертью одного из находившихся под его опекой мигрантов, Вахтанга Енукидзе. Помимо прочего, в настоящее время он обвиняется в мошенничестве против государства и мошенничестве при управлении двумя центрами в Баньоли и Коне. Кооператив Ekene, который управляет Gradisca, с января также руководит центром в Макомер. Созданный в 2017 году, он является прямой эманацией кооператива Edeco, ранее называвшегося Ecofficina, который возник на основе акций обанкротившейся компании Padova Tre. В отношении последнего Бориле был приговорен 9 марта судом Ровиго к четырем годам и восьми месяцам тюремного заключения за растрату государственных средств.