Конституционная реформа в Италии: как изменится избирательное законодательство
Совет министров единогласно одобрил проект конституционного закона. Среди основных нововведений - прямые выборы премьера, "антилиберальная" мера и прощание с пожизненными сенаторами. Однако теперь встает вопрос о том, как должно быть изменено избирательное законодательство, чтобы адаптироваться к реформе. Между премиями, препятствиями и механизмами: вот узлы, которые обсуждаются.
В минувшую пятницу Совет министров единогласно одобрил конституционный законопроект. "Мать всех реформ", - так назвала его премьер-министр Джорджия Мелони. Среди основных нововведений - прямые выборы премьер-министра, мера "против либерализма" и прощание с пожизненными сенаторами. Однако теперь встает вопрос о том, как следует изменить избирательное законодательство, чтобы адаптировать его к реформе.
Реформа предусматривает мажоритарную премию, присуждаемую на национальной основе, которая гарантирует 55% мест партии/коалиции, которая получит наибольшее количество голосов. Мелони пояснила, что ни вопрос о проведении второго тура выборов, ни вопрос о мажоритарной премии в законопроекте не рассматриваются, так как этим вопросом должен заниматься парламент, в том числе путем пересмотра закона о выборах.
"Избирательному законодательству поручено определить систему" с "премией, назначаемой на национальной основе, которая обеспечивает большинство мест в парламенте партии или коалиции партий, связанных с премьером", - заявила министр Мария Элизабетта Альберти Казеллати. Я работаю над обоснованием реформы избирательного законодательства. Очевидно, что нам нужен закон, который будет адаптирован к новой форме правления. Будут проведены широкие консультации. Будет определен порог, 55 остается минимальной гипотезой, мы можем даже превысить его".
На сегодняшний день в отношении будущего избирательного законодательства есть одна определенность и несколько неизвестностей. Определенность заключается в том, что придется менять избирательную систему. Однако одна из неизвестностей касается механизма, с помощью которого в новой системе будет присуждаться мажоритарная премия, предусмотренная реформой. Другой неизвестный фактор - система отбора депутатов. Решения могут быть разными, но и проблемы, которые они несут с собой, тоже.
Будущий избирательный закон должен иметь минимальный порог, при превышении которого присуждается мажоритарная премия. Но здесь возникает первый вопрос: поскольку модель, предложенная правительством, предполагает прямые выборы премьера, то, по мнению некоторых конституционалистов, минимальный порог должен составлять 50%, как в системе выборов мэра или как в президентской системе Франции.
Правительстство, судя по тому, что стало известно, думает о более низком пороге. Например, о пороге в 40%, который был заложен в Italicum - избирательном законе, отклоненном Конституционным судом в 2017 году (но по другим вопросам).
Учитывая, что правительство решило сохранить бикамерализм, существует также возможность (на которую указывает решение Суда 2017 года), что для Сената и Палаты будут два разных результата, например, в одном порог будет превышен коалицией, а в другом - только преодолен. В любом случае второй тур (опять же согласно постановлению 2017 года) должен быть открытым, т.е. с возможностью суммирования между первым и вторым турами, чтобы избежать чрезмерной диспропорциональности при распределении премии.
Другой серьезной проблемой является механизм отбора членов парламента, т.е. механизм, с помощью которого избиратели выбирают, кого направить в Монтечиторио и Палаццо Мадама. Классическая система, применяемая в муниципалитетах для прямых выборов мэров, - это пропорциональные списки в 28 избирательных округах с указанием предпочтений. Но эта система не нравится партийным лидерам, поскольку не гарантирует избрания кандидатов, на которых они делают ставку.
Другая система может заключаться в распределении 85% мест в одномандатных округах, а оставшиеся 15% - по премии. Этот метод может быть еще более урезан за счет многомандатных избирательных округов, в которых избираются 3 или 4 депутата, затем с блокированными списками. Именно такая система принята в Italicum и пропорциональной части Rosatellum. Эта система также больше всего нравится лидерам партий, поскольку они имеют большую уверенность в том, что в парламент пройдут их сторонники.