Италия использует искусственный интеллект для возврата украденных произведений искусства
Почти 1,3 миллиона. Если быть точными, то 1 281 464. Это произведения искусства, подвергшиеся краже или хищению, которые подлежат розыску, согласно данным Департамента охраны культурного наследия карабинеров.
По словам карабинеров, ценность украденных произведений трудно оценить, учитывая огромное разнообразие товаров и высокую изменчивость рынка. Однако следует учесть, что только в 2022 году - важном для следственной деятельности в связи с ужесточением наказания для лиц, совершивших подобное преступление, - оценочная стоимость более 48 000 товаров, обнаруженных в течение года, составила более 84 млн. евро. К этим цифрам следует добавить и подделки: в 2022 году их было изъято чуть более тысячи, а общая стоимость - в случае вывода на легальный рынок - составила 86 млн. евро. Дополняют картину "случайные" находки, т.е. те, которые, не присутствуя в базе данных, время от времени всплывают в ходе расследований.
"Говорить о нелегальном рынке предметов искусства, - говорит Винченцо Молинезе, возглавляющий командование Tpc, - значит ограничивать то, что должно рассматриваться во всей полноте. Это очень сложное явление, состоящее из нескольких этапов и участников, начиная с тайных раскопок или кражи и заканчивая отмыванием денег и самоотмыванием, переходящим в получение краденого".
Это явление также связано с феноменом подделки авторских прав, которые, как поясняет командующий, "производятся субъектами, способными воспроизвести с помощью не только художественных, но и научных приемов цвета, в случае с картинами, или задний план холста; только с помощью лабораторных исследованияй удается отнести к тому времени, когда настоящий автор создал эти картины".
Очень важным инструментом поддержки расследований является база данных незаконно похищенных культурных ценностей, которая с 1991 года позволяет сравнивать найденные объекты с пропавшими, в том числе, и в Интернете, учитывая значение, которое приобрел онлайновый рынок произведений искусства.
"Италия - единственная страна в мире, которая имеет нечто подобное, - отмечает Молинезе, - инструмент, к которому добавляется "Леонардо" - база данных карабинеров, в которую были внесены данные о восьми миллионах произведений искусства; она пополняется в ходе нашей деятельности, не только репрессивной, но и административной. Поэтому она включает в себя и то, что находится в законном владении субъектов, в отношении которых мы осуществляем этот контроль: аукционных домов, ярмарок, дилеров и антикваров. И здесь мы не имеем аналогов в мире; при поддержке ЮНЕСКО мы пытаемся призвать все страны создать нечто подобное, чтобы в будущем создать всемирную сеть каталогизации произведений искусства, которые можно было бы искать или которые вообще присутствуют на данной территории".