Империя Берлускони: Fininvest, Mediaset, Mondadori, виллы и суперяхты
Богатство Сильвио Берлускони - это снимок его жизни как предпринимателя: недвижимость и крупные компании, созданные с нуля (Mediaset и Mediolanum с Эннио Дорисом). К ним он добавил Mondadori и, с годами, свою страсть к спорту (сначала Милан, а теперь Монца). Fininvest с его 4,9 миллиардами евро чистой стоимости (2021 год, последние опубликованные финансовые отчеты) и дивидендами, распределяемыми семье (150 миллионов в прошлом году), является твердой основой. Берлускони владеет 61% акций, остальное находится в руках его детей. Но какова стоимость всей недвижимости и банковских счетов, которые оставил после своего ухода Кавальере? Четыре миллиарда евро - это достаточно надежная и консервативная оценка. Итак, давайте посмотрим, что же находится в портфеле бывшего премьера.
Супер-виллы: от Чертозы в Порто-Ротондо, оцененной в 259 миллионов евро, до "Лампары" бывшей невестки в Каннах. 116 частично незанятых гаражей. 170 000 евро прибыли в день (подсчитано за последние 2 000 дней) благодаря деятельности Fininvest. Старый Audi A6 2006 года и права на сотню исторических фильмов, включая "Пеппоне-Дон Камилло" и "Три дня Кондора". Недвижимость в Порто-Ротондо, которая когда-то принадлежала основателю Playmen, а теперь "включена" в комплекс Villa Certosa. Кинотеатр "Фьямма" в Риме, проданный за 3,1 миллиона в прошлом году фонду, созданному министром культуры. Из этих примеров ясно, что империя Берлускони имеет тысячу ответвлений. Заявления в парламент носят скорее общий характер. В них говорится о его рекордных доходах (50 миллионов в 2021 году и 18 миллионов в 2022 году), которые, предположительно, были получены, в основном, за счет дивидендов от компании Fininvest. Но это своего рода снимок со спутника, детали и более поздние операции от нас ускользают. В то время как он в возрасте почти 86 лет (29 сентября) вновь вступил в предвыборную борьбу, 93,7 миллиона евро поступили на его банковский счет в виде дивидендов, а еще 63 миллиона вернулись в Arcore из кредита, предоставленного дочерней компании, и это только пара деталей, которые вместе составляют 156 миллионов.
Мы можем разделить империю на три большие ветви. Первая, очень личная, состоящая из домов проживания (Arcore, Macherio и т.д.), принадлежит самому Сильвио Берлускони и может иметь приблизительную стоимость 100-150 миллионов. Вторая ветвь, личная, виллы для отдыха (Порто-Ротондо, Канны и т.д.) и другие инвестиции в недвижимость, имеет оценочную стоимость 500 миллионов и управляется на протяжении десятилетий четырьмя профессионалами через ряд компаний, входящих в холдинг недвижимости Dolcedrago. Мы находимся на уровне 650 миллионов.
Третья ветвь, единственная, которая не сжигает наличность, а производит ее в большом количестве, - это Fininvest, курица, несущая золотые яйца в виде дивидендов с ее пакетами акций Mediaset, Mondadori, Mediolanum и т.д.; 61% контролируется основателем, а остальное поровну поделено между пятью детьми. Здесь доля, приходящаяся на основателя, исходя из чистых активов Fininvest 2021 года (4,9 млрд), составляет почти 3 млрд. Таким образом, если мы также учтем ликвидные активы, произведения искусства и другие неизвестные инвестиции, мы быстро придем к 4 миллиардам евро, как минимум.
"Местом компактного проживания" двух поколений семьи является капитал Fininvest, двигатель империи. Туда никогда не входили бывшие жены и подруги, только Сильвио и его дети. Однажды, много лет назад, и его брат Паоло, который позже ушел. Это была эпоха 22 туманных холдинговых компаний, защищенных попечителями. Сегодня структура управления полностью итальянская и открытая. На протяжении многих лет президентом является Марина Берлускони, а совет директоров состоит из членов семьи и менеджеров, включая очень лояльных Адриано Галлиани и Сальваторе Шаша. Безусловно, основатель компании детально спланировал будущий баланс. Марина и Пьер Сильвио имеют по 7,65% акций через свои личные пакеты, в то время как Барбара, Луиджи и Элеонора объединили свои акции (21,4%) в совместную компанию. Fininvest владеет недвижимостью, контролирует компанию Alba, которая управляет самолетами и вертолетами, Monza calcio и театр Manzoni, но, прежде всего, владеет значительными долями в трех зарегистрированных на бирже компаниях MediaForEurope-Mediaset (50%), чей юридический адрес будет перенесен в Голландию в 2021 году, Banca Mediolanum (30%) и Mondadori (53%). От первых двух поступает большая часть "бензина, который питает систему". Именно здесь ведется настоящая игра за наследство. В 2021 году оборот Fininvest составил 3,8 миллиарда, а прибыль - 360 миллионов.
Непосредственно бывшему премьер-министру принадлежит, прежде всего, вилла Сан-Мартино в Аркоре, его резиденция на протяжении почти 50 лет: 3500 квадратных метров, купленная Кавальере в 1970-х годах у 23-летней Анны Марии Казати Стампа (владелицы недвижимости после убийства матери и самоубийства отца) при содействии адвоката Чезаре Превити. В шести километрах от него, все еще недалеко от парка и автодрома Монцы, находится вилла Бельведер (Мачерио), купленная на аукционе в 1988 году провинцией Милана. Там, в Мачерио, долгое время до развода жила его бывшая жена Мириам Бартолини (псевдоним Вероника Ларио). Одним из любимых мест отдыха Берлускони за пределами Брианцы является вилла Кампари на озере Маджоре, недалеко от дома, который когда-то принадлежал Майку Бонджорно: 30 комнат, великолепный парк, вычесанная трава и частная пристань для яхт. Вилла была построена в конце XIX века патриотом Рисорджименто и сенатором Королевства Италии Чезаре Корренти, который умер в этих стенах в 1888 году. Затем виллу Корренти приобрела семья знаменитого изобретателя Кампари, которая переименовала ее, соответственно, в виллу Кампари. Берлускони добавил ее в свою коллекцию в 2008 году.
В марте 2011 года, приземлившись на Лампедузе, тогдашний премьер-министр среди прочих обещаний ("незаменимое" поле для гольфа и казино на острове) объявил о своей новой сделке с недвижимостью. Цена? Совершенно секретно, хотя вилла в стиле 1970-х годов, построенная сицилийским аристократом, предлагалась в Интернете за 1,5 миллиона (250 квадратных метров, восемь спальных мест, большой сад). В начале августа лидер Лиги Маттео Сальвини несколько дней гостил на вилле Due Palme. На Антигуа, в Карибском бассейне, у Берлускони есть еще два объекта недвижимости. Также на него зарегистрированы 17-летний автомобиль Audi A6 и три яхты: яхта Magnum 70 1990 года "Sweet Dragon", яхта "San Maurizio" 1977 года и парусник "Principessa Vai Via" 1965 года. Остальная часть портфеля Берлускони - это пакеты акций компаний, и поэтому именно туда нужно зайти и посмотреть, что там есть. Здесь находится отделение номер два - компании, занимающиеся исключительно недвижимостью.
Грубо говоря, можно подсчитать, что более полумиллиарда активов находится под управлением Dolcedrago, холдинговой компании, владеющей пакетами акций почти исключительно компаний, занимающихся недвижимостью: Essebi Real Estate, Immobiliare Dueville, Brianzadue и самой крупной в группе - Immobiliare Idra. На этой драгоценной и конфиденциальной "территории" работает сплоченная команда, доверенные профессионалы из Сеграте, которые ведут личные дела Кавальере: Джузеппе Спинелли (81 год), Сальваторе Шаша (80 лет), Джузеппино Скабини (75 лет) и "мальчик" Марко Сиртори (57 лет). Берлускони владеет 99,5% Dolcedrago, крохи принадлежат Пьеру Сильвио и Марине Берлускони, детям от первого брака с Карлой Далл'Ольо. У Марины есть великолепная вилла в Шатонеф-де-Грас, в глубинке Лазурного берега между Антибом и Каннами. В марте 2020 года, с первой волной Ковида, ее отец укрылся там на несколько недель.
В Каннах, и здесь мы возвращаемся к портфолио Dolcedrago, еще одна роскошная вилла стала ареной семейного заговора. Вилла "Ла Лампара" - это жемчужина площадью 500 квадратных метров плюс 2 000 квадратных метров сада с бассейном и видом на море. Она была построена маркизом Джорджем де Куэвесом, мужем Маргарет Рокфеллер, и затем несколько раз переходила из рук в руки. Несколько лет назад она попала в заголовки газет из-за Антонии Костанцо, бывшей жены Паоло Берлускони, брата Сильвио, которая купила виллу в 2007 году с помощью кредита в миллион долларов и при поддержке - по ее словам - Сильвио Берлускони, который также прислал к нему своих садовников, чтобы привести в порядок парк. Он, как было написано, выступал в качестве гаранта на сумму более 8 миллионов. Затем о платежах и долге "забыли" на долгие годы. Это "отвлечение" заставило банк в 2015 году просить (и получить) от суда арест на активы госпожи Костанцо. В конце концов, Берлускони взял долг на себя и погасил его, сам став кредитором своей бывшей свояченницы с наложенными арестами и связанными ипотечными кредитами. Затем круг замкнулся: одна из компаний по недвижимости, принадлежащая Dolcedrago лидера Forza Italia, купила "Ла Лампару" за 3,55 миллиона. Цена, предположительно включающая в себя долги, а также расходы на реструктуризацию. Сегодня вилла выставлена на продажу. Ее балансовая стоимость, что не означает рыночную, составляет 8,1 миллиона.
Однако жемчужиной в короне, несомненно, является вилла Чертоза в Порто-Ротондо на Сардинии, "buen retiro" в самом сердце Коста-Смеральды. Она была куплена в 1970-х годах, затем полностью перестроена и расширена. Во времена премьер-министра Берлускони она была классифицирована как "альтернативное место с максимальным уровнем безопасности". Здесь бывали именитые гости от Владимира Путина до Джорджа Буша-младшего. В техническом отчете от января 2021 года указана стоимость в 259 373 950 евро. Это абсолютно надежный документ, поскольку он подписан Франческо Маньяно, доверенным оценщиком Кавальере. Вилла Чертоза вряд ли будет разделена между всеми детьми, хотя недостатка в пространстве нет: 68 комнат, 181 квадратный метр гаража и еще 174 парковочных места. Затем - пролистывая оценочные документы - четыре бунгало, два из которых имеют категорию А/2 (гражданское жилье), а также два объекта под названиями Кактус и Гибискус, театр, башня перед театром, оранжерея, гимнастический зал, центр талассотерапии и 297 квадратных метров лечебного сада. Отдельно в списке стоит запись: "Ла Палаппа". Что это такое? Не уточняется, но это должно быть что-то вроде тропической хижины. Палапа - это испанский термин майяского происхождения, означающий жилище без стен с соломенной крышей из высушенных пальмовых листьев. Ее окружает парк площадью 580 477 квадратных метров (площадь футбольного поля составляет около 7 000 квадратных метров). Несмотря на то, что рыночная цена может быть выше оценочной, дворец в Порто-Ротондо входит в число самых дорогих вилл за всю историю. Для сравнения, в 2019 году в Кап-Ферра на Лазурном берегу компания Campari продала за 200 миллионов виллу Les Cèdres, которая принадлежала королю Бельгии, а затем основателям бренда Grand Marnier и долгое время считалась самой дорогой резиденцией в мире. Покупателем, как выяснилось позже, стал украинский миллиардер Ринат Ахметов. Но рейтинги - это скорее курьез, потому что это уникальные экспонаты, которые не поддаются надежной оценке. В 2009 году говорили о предложении из Арабских Эмиратов за виллу Чертоза в размере 450 миллионов долларов, в следующем году, согласно испанской прессе, она была почти продана иберийскому предпринимателю за 400 миллионов евро, а в 2015 году сам Берлускони должен был показать красоту резиденции сыну короля Аравии: запрос был, по-видимому, 500 миллионов. Но никогда ничего не было написано, никогда не было никакого подтверждения.