Европейская комиссия предложила использовать активы российских олигархов для помощи Украине
В среду Европейская комиссия представила план по использованию процентов, начисляемых на более чем 200 миллиардов евро российских финансовых активов, замороженных в Европе - в основном на текущих счетах российских олигархов, замороженных в рамках санкций - и использованию их для поддержки военных усилий Украины. Цель состоит в том, чтобы "заставить Россию заплатить" за средства украинского контрнаступления - лозунг, часто повторяемый членами европейских институтов в последние годы, но до сих пор так и не реализованный на практике из-за многочисленных юридических и финансовых последствий.
План использования хотя бы части этих денег, который европейские институты и правительства разных стран обсуждают уже некоторое время, должен быть одобрен странами-членами ЕС: если все пройдет гладко, Украина может получить первые средства уже в июле следующего года.
После вторжения России в Украину в феврале 2022 года Европейский союз ввел жесткие санкции против России с целью ослабления ее экономики. Они включают замораживание материальных и финансовых активов, принадлежащих российским лицам, внесенным в "черный список", поскольку они считаются близкими к режиму президента России Владимира Путина.
На практике активы временно изымаются у владельца, который не может ими никак распоряжаться, но в то же время они не могут быть проданы с аукциона или переданы сообществам и ассоциациям, как это происходит, например, в Италии с активами, конфискованными у мафии. Формально они остаются собственностью российских олигархов, но никто не может ими воспользоваться: если, например, финансовое учреждение проведет какую-либо операцию с деньгами на замороженном счете, оно совершит преступление.
По самым последним оценкам, западные страны, включая США и членов Европейского союза, заморозили финансовые активы (то есть в основном деньги на текущих счетах) на сумму более 300 миллиардов евро, из которых 210 миллиардов евро связаны с европейскими финансовыми институтами. Счета заморожены, поэтому они недоступны для олигархов, но они также недоступны и для европейских властей. Большинство из них - около 190 миллиардов евро - контролируются бельгийской финансовой компанией Euroclear. Из-за санкций проценты не могут быть отправлены в Россию, как это обычно происходит, и поэтому накапливаются на балансе Euroclear.
Европейский союз хочет использовать не сами замороженные активы, что создаст множество юридических проблем, а "только" проценты, начисленные на эти активы, которые могут достигать 3 миллиардов евро в год. Это была бы значительная сумма для Украины, хотя и недостаточная для финансирования всех усилий ее контрнаступления.
Европейская комиссия намекнула на возможность начать использовать проценты, полученные от замороженных активов, уже в 2023 году, а в конце февраля эта идея стала более конкретной. На этой неделе Верховный представитель ЕС по иностранным делам Жозеп Боррель и Европейская комиссия представили подробный план: он предусматривает, что 90% процентных поступлений будут использованы для финансирования Европейского фонда мира (EPF) - инициативы, в рамках которой ЕС частично компенсирует национальным правительствам расходы на военную помощь Украине, используя механизм, похожий на "cashback". Оставшиеся 10 % будут направлены в европейский бюджет на восстановление Украины.
Также планируется передать Украине значительную часть прибыли, которую бельгийское правительство получает от налогов на эти проценты, в общей сложности около 1,7 миллиарда евро в год. Euroclear, в свою очередь, будет оставлять себе 3 процента прибыли для покрытия своих операционных расходов и расходов, возникающих в связи с любыми судебными разбирательствами с Россией.
Объявление подробного плана было замедлено из-за опасений Европейского центрального банка, в частности, что использование процентов по активам, принадлежащим иностранцам, таким образом повредит финансовой репутации Союза и заставит инвесторов размещать свои средства в других местах.
Прежде чем предложение вступит в силу, оно должно быть единогласно одобрено всеми 27 странами-членами ЕС, но если процесс пройдет гладко, Украина сможет получить первые выплаты уже в июле.
Как и ожидалось, предложение было немедленно раскритиковано Россией. Представитель Министерства иностранных дел назвала его "явным примером разбойничества и воровства", а пресс-секретарь российского правительства Дмитрий Песков заявил, что европейские лидеры "прекрасно понимают, какой ущерб это решение нанесет их экономике и репутации".