Через три года 25% итальянцев рискуют остаться без семейного врача
Более трех миллионов человек в Италии не имеют семейного доктора.
Все больше пожилых семейных врачей и все меньше молодых людей проходят обучение и решают заполнить пустоты, оставленные теми, кто уходит на пенсию. Это соотношение усугубляет положение пациентов, которые остаются - особенно в некоторых северных регионах - без семейного врача. Но уже через несколько лет ситуация станет критической повсюду.
Сегодня от 3 до 4 миллионов итальянцев не имеют семейного врача. По расчетам федерации врачей общей практики, с учетом соотношения между теми, кто выходит на пенсию, и теми, кто получает специальность, в течение трех лет 25% населения Италии окажутся без базовой медицинской помощи. Чтобы избежать этого, каждый врач должен иметь более 2 000 пациентов на очень большой территории.
Территориальная медицина сейчас находится в плохом состоянии, которое легко было предвидеть. Уже 20 лет назад федерация начала ставить эту проблему, просчитывая выходы на пенсию. Те, кто уходил на пенсию, не заменялись новыми врачами, теми, кто был запланирован для доступа к специальному учебному курсу по общей медицине, без которого нельзя практиковать по европейской норме. И это потому, что количество мест и стипендий оставалось неизменным на протяжении более 20 лет. За последние три года количество стипендий постепенно увеличивалось. Потенциально оно утроилось. Но, к сожалению, эти цифры все еще недостаточны по сравнению с экспоненциальным ростом выходов на пенсию. К этому добавляется тот факт, что около 20 процентов врачей, получивших место, покидают курс в течение первых двух лет, чтобы поступить на другие, более привлекательные и высокооплачиваемые специальности. Стипендия на этом курсе составляет около 900 евро в месяц, но есть специальности, где она более чем в два раза больше. И это имеет значение для молодого врача-выпускника, который затем выбирает специальность, позволяющую ему зарабатывать больше.
Одинаковая ли ситуация во всей Италии?
Абсолютно нет. Существует большой разрыв. На севере нехватка из-за выхода на пенсию уже была более очевидной, к этому добавился тот факт, что во время пандемии многие врачи, прибывшие из центра и юга, решили вернуться в свои родные места, чтобы заполнить образовавшиеся там пробелы. Еще несколько лет назад количество врачей общей практики, необходимых для прохождения курса, не соответствовало численности населения отдельного региона. Например, Апулия имела такое же количество мест, как и Ломбардия.
Из фонда PNRR на здравоохранение было выделено 15, 63 миллиарда. Для правительства приоритетами являются сети близости и инновации. Создание так называемых общинных домов. Но если уже существует нехватка семейных врачей, какой смысл инвестировать в учреждения?
Инвестиции в объекты без инвестиций в специалистов, которые должны их обслуживать, не имеют смысла. Нехватка врачей может привести к тому, что в некоторых районах страны появятся пустые амбулатории, а не общинные дома.
Что может сделать правительство?
Повысить пенсионный возраст до 72 лет, разблокировать несовместимости, чтобы дать возможность заниматься дополнительной деятельностью и повышать опыт работы в данной области, чтобы получить доступ к курсам повышения квалификации и сократить трехлетний период при наличии сертифицированного опыта.